Что такое роялти простыми словами
Роялти — это плата, которая вносится за пользование исключительными правами на:
- запатентованные технологии;
- бренд;
- произведения литературы, искусства и другие объекты.
Часто размер роялти устанавливается в виде фиксированной суммы или как процент от прибыли, полученной по лицензии.
Юридическое определение термина «роялти» в российском законодательстве отсутствует. Вместо него применяется равноценное понятие «вознаграждение».
Ольга Елина, к. э. н., доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ», «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», заведующая Научно-учебной лабораторией «КАПИТАНЫ» РЭУ им. Г. В. Плеханова, уточнила, что выплаты могут быть частью лицензионных соглашений или франчайзинговых контрактов (договоров коммерческой концессии).
Содержание и размер вознаграждения определяется по соглашению сторон и может включать различные виды платежей. Например, компенсации за техническую помощь, использование торговых марок или авторских произведений.
Известны разные способы определения суммы роялти.
1. Фиксированные отчисления. Сумма роялти не зависит от объема продаж или прибыли лицензиата. Такой подход снижает риски для владельца объекта интеллектуальной собственности, но одновременно повышает риски пользователя. Однако в случае успешного развития бизнеса пользователь интеллектуальной собственности может оказаться в выигрыше и не заплатит владельцу больше фиксированной суммы.
2. Процент от выручки. Роялти рассчитывается в виде процента от дохода, полученного при использовании лицензируемого продукта или услуги. Этот вариант учитывает интересы сторон при колебании спроса и других проявлениях рыночной динамики.
3. Процент от чистой прибыли. Более сложный для расчетов вариант, при котором необходимо учитывать все расходы. Может провоцировать лицензиата к искусственному занижению прибыли.
4. Скрытые платежи. Иногда роялти носят скрытый характер. В договоре коммерческой концессии указывается роялти в размере 0%, однако фактически платежи включаются в стоимость товаров или услуг.
5. Комбинированные платежи. Ставка роялти сочетает фиксированную сумму и процент от выручки.
Виды роялти
Классифицировать роялти можно по разным критериям, в том числе по способу расчета или на основании источника дохода.
Если принять за основу способ расчета, можно выделить три наиболее распространенных вида.
Вид | Описание |
Фиксированная ставка | Лицензиат вносит периодические платежи в сроки и в размере, которые установлены договором. Поскольку плата фиксированная, он обязан платить роялти, даже если использование объекта не принесло прибыли. На размер платежа не повлияет и резкое увеличение прибыли |
Процент от оборота | Лицензиат вносит платежи в виде процентов, которые исчисляются от выручки или объема продаж продукции. Если расходы окажутся выше доходов, лицензиат лишается прибыли. Но даже в таком случае ему нужно будет заплатить роялти |
Процент от прибыли | Этот способ выгоднее для плательщика. Роялти рассчитываются только с прибыли. Если прибыли не будет, платить не придется |
Также роялти могут различаться по области применения. Обратимся к таблице.
Вид | Описание |
Авторские гонорары | Отчисления авторам, композиторам, людям других творческих профессий за использование созданных ими произведений |
Патентные отчисления | Платежи новаторам за эксплуатацию запатентованных технологий, изобретений, промышленных образцов |
Роялти за товарные знаки | Отчисления за использование зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований |
Роялти за франшизу | По договору франчайзи выплачивает собственнику франшизы роялти за право заниматься предпринимательством под его торговой маркой |
Роялти за пользование недрами | Обязательные неналоговые платежи пользователей недр (роялти) |
Эксперт Ольга Елина перечислила факторы, которые влияют на выбор вида роялти.
1. Тип бизнеса. В зависимости от отрасли и модели предпринимательства (франчайзинг, лицензирование технологий) один вид роялти может быть предпочтительнее другого. Например, во франчайзинге, особенно когда речь идет о новом бренде и малоизвестном бизнесе, может быть установлен фиксированный размер роялти.
2. Рынок и спрос. Если продукт или технология востребованы, стороны могут выбрать процент от выручки, чтобы максимизировать доходы.
3. Финансовые цели. Лицензиар может предпочесть фиксированные платежи, чтобы получать стабильный доход, в то время как лицензиат может искать более гибкие условия, например, на основе прибыли.
4. Условия соглашения. Положения контракта также могут влиять на выбор вида роялти. Например, уровень контроля, который лицензиар стремится сохранить над использованием своей интеллектуальной собственности.
Выбор вида роялти и условий платежей зависит от множества факторов, включая специфику бизнеса, рыночные условия и стратегические цели сторон.
Эксперт также привела примеры известных компаний, которые работают по системе роялти:
- Nintendo — японская компания по производству видеоигр, лицензирует своих игровых персонажей и технологии разработчикам игр. Сторонние разработчики могут использовать персонажей компании с выплатой роялти правообладателю. Это расширяет рынок для Nintendo и приносит дополнительные доходы;
- команда НБА может получать роялти от продажи атрибутики, такой как футболки и кепки, которые производятся другими компаниями. Размер роялти может составлять от 5% до 15% от продаж.
Понятие роялти во франшизе
По словам Ольга Елиной, франчайзинг — одна из самых распространенных сфер, где применяется роялти. Предприниматель, который приобрел франшизу, выплачивает роялти франчайзеру (владельцу) за использование его торговой марки, бизнес-модели, уникальных технологий.
«Размер роялти в этой сфере может составлять от 0% до 12% от оборота. Франчайзинг — это сложная система взаимоотношений, в рамках которой франчайзер передает франчайзи целый комплекс прав», — уточнила Ольга Елина.
Эксперт привела примеры компаний, которые работают по этой модели.
1. Сеть ресторанов «Тануки» использует модель франчайзинга, по которой франчайзи выплачивают роялти в объеме 6% от оборота. Франшиза была запущена в России в 2004 году, в настоящий момент открыто порядка 85 ресторанов франчайзи.
2. Франшиза интерактивных экскурсий (квестов) «Темнота» и «Тишина» при потребности в инвестициях от 150 тысяч рублей установила роялти в размере 5% от оборота, но не менее 5 тысяч рублей в месяц.
Чем роялти отличается от паушального взноса
Паушальный взнос — это разовый платеж, который пользователь вносит при покупке франшизы. Он не зависит от будущих продаж и обычно покрывает первоначальные затраты франчайзера на обучение, поставку оборудования, консультирование, помощь в открытии предприятия
От чего может зависеть размер роялти
Эксперт Ольга Елина перечислила факторы, которые могут влиять на сумму роялти.
«На размер платежа влияет отрасль и конкуренция. В таких сферах деятельности, как фармацевтика и высокие технологии, роялти обычно выше. Это можно объяснить высокими затратами на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и сильной конкуренцией», — отметила спикер.
Влиять на величину отчислений могут также популярность бренда и репутация правообладателя. Известные компании могут требовать более высокие ставки роялти.
Кроме того, сумма может зависеть и от срока действия патента или авторского права: чем дольше остается срок действия охраны интеллектуальной собственности, тем выше может быть ставка роялти, пояснила эксперт.
"Также влияет на величину роялти объем потенциальных продаж. Если обороты высокие, ставка может быть ниже. Если правообладатель берет на себя какие-то дополнительные расходы, например на поддержание и защиту интеллектуальной собственности, это учитывается при определении ставки и поднимает ее.
Размер роялти в конкретной сделке определяется на основе переговоров между сторонами с учетом отраслевых практик, рыночной ситуации и конкретных условий использования интеллектуальной собственности", — уточнила Ольга Елина.
Эксперт привела следующие примеры: "Композитор или автор песен может заключить лицензионное соглашение с музыкальной компанией. В этом случае автор за использование его произведений в фильмах, рекламе или на радио получает роялти в размере до 45% от доходов, полученных лицензиатом.
Производитель смартфонов может платить роялти за использование запатентованных технологий, таких как системы беспроводной связи или сенсоры. Роялти в этом случае могут составлять от 1% до 5% от цены продажи устройства.
Вознаграждение автора рукописи от издательства обычно составляет от 10% до 15% от розничной цены каждой проданной книги. Так роялти обеспечивает авторам доход за их творчество, а издательствам позволяет получать прибыль от продаж".
Какими налогами облагается роялти
Ольга Елина рассказала, что в случае получения роялти налогообложение имеет свои особенности. Они зависят от условий договора, статуса сторон и законодательства страны, так как часто договоры и сделки, предусматривающие роялти, носят международный характер.
"В большинстве стран роялти рассматриваются как доход для лицензиара, что обязывает его уплачивать соответствующий налог. При этом лицензиат имеет право отнести роялти в состав затрат и не включать в налогооблагаемую базу. Размер налога может варьироваться в зависимости от налогового законодательства и включать как федеральные, так и местные налоги. В некоторых юрисдикциях роялти могут облагаться НДС, если они связаны с предоставлением услуг или товаров.
В России по общему правилу, роялти облагается как доход лицензиара и зависит от выбранной системы налогообложения. Лицензиат включает сумму роялти в расходы и исключает ее из налогооблагаемой базы", — объяснила Ольга Елина.
В целом уплата налогов по договорам с выплатой роялти требует внимательного анализа налогового законодательства и условий конкретного соглашения. Это поможет минимизировать налоговые риски, добавила эксперт.
Что такое «роялти фри»
Это вид лицензии, по которой правообладатель получает разовый платеж в момент покупки принадлежащего ему объекта интеллектуальной деятельности.
Если произведение помечено ссылкой Royalty-free, это не значит, что оно бесплатно. Такая система означает, что чужую интеллектуальную собственность можно приобрести и использовать без согласований условий с автором, не подписывая с ним лицензионный договор. Достаточно внести разовую плату за использование произведения, но действовать это будет только для одного проекта. Если появится необходимость использовать это же произведение в другом проекте, снова придется заплатить роялти.
Особенность этой системы в том, что один и тот же объект может продаваться неограниченное число раз любому покупателю. Например, разные пользователи могут купить в фотобанке изображение и использовать его по своему усмотрению. Однако стоит учитывать, что произведения c маркировкой Royalty-free охраняются авторским правом. Поэтому у покупателя нет права его изменять, делать переупаковку и продавать на разных платформах или использовать в других проектах.
Отзывы эксперта о роялти
Для правообладателя роялти — это способ получать доход от интеллектуальной, а иногда и материальной собственности. На практике изобретатели, композиторы, авторы, сценаристы и представители других творческих профессий передают права на результаты своей творческой деятельности издателям, кинокомпаниям, дистрибьюторам, продюсерам и получают за это выплаты в виде роялти.
По мнению эксперта Ольги Елиной, платежи в форме роялти играют важную роль в различных секторах экономики. Они обеспечивают защиту интеллектуальной собственности и стимулируют инновации.
В ряде отраслей, чтобы вести бизнес и обеспечить передачу прав на интеллектуальную собственность, достаточно заключить лицензионное соглашение. На основании этого пользователи платят роялти за использование материалов, защищенных авторским правом.
Сумма платежей может зависеть от условий контракта, популярности лицензируемого контента и составлять от 3% до 25% от оборота. В некоторых случаях размер роялти за передачу прав на эксклюзивные авторские материалы (тексты, фото, видеоматериалы) может доходить до 45% от дохода лицензиата, пояснила эксперт.
"Производители товаров могут выплачивать роялти за использование запатентованных технологий или дизайнов в рамках заключенных лицензионных соглашений. Это особенно актуально в таких отраслях, как фармацевтика и высокие технологии, где инновации защищены патентами.
А образовательные учреждения могут выплачивать роялти за использование учебных материалов, разработанных другими авторами", — отметила Ольга Елина.
В системе франчайзинга роялти — это платеж, который позволяет владельцам объектов интеллектуальной собственности, брендов и бизнес-модели масштабировать бизнес и получать дополнительный доход от своих разработок.
Что нужно запомнить о роялти
Роялти — это способ монетизации интеллектуальных наработок правообладателя. Платежи за использование произведения могут носить разовый или систематический характер. Выплаты могут быть фиксированными или зависеть от каких-то экономических показателей, например, от прибыли.
1. Виды роялти определяются по соглашению между сторонами лицензионного договора. Выделяют следующие типы:
- фиксированная ставка;
- процент от прибыли или оборота
и т. д.
2. Роялти отличается от паушального взноса тем, что это систематическая выплата за эксплуатацию объекта интеллектуальной собственности. Паушальный взнос — это разовый платеж.
3. Модель «роялти фри» предполагает единовременный платеж правообладателю за бессрочное использование его произведения.
Список источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Письмо Федеральной налоговой службы от 16.12.2019 года № СД-4−3/25837@ «О регулярных платежах за пользование недрами (роялти)».
3. Закон РФ от 21.02.1992 года № 2395-I «О недрах».
4. Налоговый кодекс Российской Федерации.
Автор: Татьяна Гусева
Эксперт: Ольга Елина, к. э. н., доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», заведующая Научно-учебной лабораторией «КАПИТАНЫ» РЭУ им. Г. В. Плеханова