Что такое монополия простыми словами
Так называют рыночную структуру, при которой определенной экономической отраслью управляет один субъект. Он единолично регулирует реализацию и сбыт продукции, цены и предложения.
«Монополия — это организация, которая контролирует выпуск и стоимость конкретного товара или услуги. Также она может максимизировать прибыль с помощью ценовой политики и объема продукции. Иногда монополия возникает из-за наличия определенного патента, авторского права, а порой это происходит с помощью захвата рынка конкретным производителем. Если говорить про потребителя, то наличие монополиста на том или ином рынке не считается благоприятным, так как ценовой сегмент товара будет достаточно высоким, а вот качество — не всегда достойного уровня, так как у любой организации есть цель увеличить доходы», — пояснила Юлия Коваленко, к. э. н., доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Признаки монополии
Эта рыночная структура определяется следующими признаками:
- отрасль представлена одним субъектом хозяйствования, он производит определенную продукцию или предоставляет услугу;
- нет заменителей товара монополиста;
- производители похожих продуктов/услуг сталкиваются с барьерами при попытке занять место в отрасли;
- могут наблюдаться манипуляции с количеством и ценами производимой продукции;
- монополисты в основном не нуждаются в рекламе для продвижения своих товаров или услуг.
Виды экономической монополии
В сфере экономики принято выделять четыре вида монополии. Рассмотрим подробнее эти формы рыночной структуры.
Естественная
Этот вид существует в областях, которые имеют существенное значение в экономике. В нише представлены компании с эксклюзивными товарами, ресурсами, услугами. Конкуренция здесь почти невозможна и даже бессмысленна. Организации имеют в своем распоряжении инфраструктуру целых отраслей, они единственные поставщики на рынке.
«Естественные монополии представляют собой организации, которые объединены единой сферой и видом деятельности. Например, железные дороги, система водоснабжения, электроэнергии. Важный фактор: системы путей либо трубопроводов не могут существовать во множественном количестве, поэтому организации в этих сферах будут монополистами в конкретном регионе или государстве», — отметила эксперт Юлия Коваленко.
Искусственная
Такая монополия создается целенаправленно крупными игроками рынка. Компании контролируют нишу и не допускают появления конкурентов. Для этого предприятия используют демпинг цен, промышленный шпионаж и другие методы.
Открытая
Этот вид имеет временный характер. Связано это с тем, что компания начинает применять технологии, которые еще не освоили конкуренты. Монополистом она будет до тех пор, пока другие организации не освоят инновационные методы. Вход на рынок для других предприятий открыт.
«Это временное явление, пока конкурирующие организации не изучили новую технологию или не начали производство конкретного продукта», — уточнила эксперт.
Государственная (закрытая)
Деятельность определенной организации защищается на законодательном уровне. Новые игроки на рынок войти не могут из-за эксклюзивного права на производство или юридических ограничений.
К примеру, эмиссией денег и организацией их оборота может заниматься только Центральный банк.
«Государственные монополии — это организации, которые создаются и ограничиваются правительственными, нормативно-правовыми барьерами. Сюда могут входить предприятия оборонно-промышленного комплекса, исследовательские, а также другие сферы, которые влияют на безопасность и суверенитет конкретной страны», — подчеркнула Юлия Коваленко.
Чистая
Помимо этого, эксперт рассказала о том, что такое чистая монополия.
«Это когда один производитель имеет исключительное право на производство конкретного товара, работы, услуги, а также доступ к сырью. Стоит отметить, что чистая монополия бывает только в том случае, когда продукцию невозможно заменить, особенно в кратчайшие сроки», — объяснила Юлия Коваленко.
Типы монополии по модели организации экономических субъектов
По принципу деятельности монополии разделяются на несколько форм. Подробнее рассмотрим некоторые из них.
Конгломерат
Так называют объединение разнородных, но финансово интегрированных компаний. Организации в структуре считают самостоятельными, но все они подчиняются конгломерату. Руководство предприятий в основном состоит из представителей головного офиса.
Синдикат
Объединение нескольких предприятий для совместного сбыта товара. Входящие в структуру организации теряют свою коммерческую независимость. Все процессы происходят централизованно, в том числе — распределение заказов.
Картель
Компании из одной сферы договариваются о единой сбытовой политике. Речь идет о ценах, типах товаров, объемах производства. При этом организации сохраняют свою коммерческую и финансовую независимость.
В чем отличие чистой монополии от олигополии
Для начала разберемся, что такое олигополия. Это экономическая ситуация, при которой отрасль рынка занимает относительно небольшое количество компаний. В связи с этим отличия двух рыночных структур заключаются в следующем:
- количество компаний: в монополии рынок контролирует одна организация, в олигополии их несколько;
- влияние: монополия имеет полный контроль, при олигополии организации обладают преимуществом, но не в полном объеме;
- конкуренты: в монополии их нет, в олигополии компании взаимодействуют.
«Если сравнить понятия монополии и олигополии, то стоит сказать, что у первого только один продавец конкретного товара, работы или услуги, а вот в условиях олигополии их несколько, но их не много. Одним из ярких примеров может быть рынок самолетов. Основных производителей не так много, но все же он не один. Они могут диктовать условия стоимости, количества и использования технологий», — отметила Юлия Коваленко.
Плюсы и минусы монополии
У этой рыночной структуры есть как преимущества, так и недостатки. Рассмотрим их подробнее в таблице.
Плюсы | Минусы |
Лидирующее положение на рынке, возможность диктовать свои условия | Отсутствие прогресса из-за недостатка конкуренции |
Есть устойчивость к экономическим кризисам | Зачастую низкое качество выпускаемой продукции |
Возможность самостоятельно устанавливать стандарты качества | Завышенная стоимость товара |
Как регулируется монополия
Регулирование монополий осуществляется в соответствии с:
- Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
- Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
и т. д.
Примеры монополии
Одним из монополистов в России считается компания ОАО «РЖД». Она контролирует железнодорожные перевозки. Это единственный возможный вариант в этой отрасли, при наличии нескольких конкурирующих организаций начался бы хаос.
Из-за естественных причин монополистом также считается ПАО «Газпром». Предприятие владеет единой системой газоснабжения в стране. Аналогов в этой отрасли нет.
Мнение эксперта о монополии
Юлия Коваленко рассказала подробности о контроле монополий.
«Регулировать деятельность монополий возможно только с точки зрения законодательства конкретного государства. В идеале, конечно же, не допускать создания монополистов на рынке. Но не всегда, особенно в рамках технического прогресса, это возможно. В первую очередь необходимо регламентировать объемы и цены, в противном случае производитель может создавать искусственный дефицит и завышать стоимость продукции, чтобы получить максимальную прибыль», — рассказала эксперт.
Что нужно запомнить о монополии
Выделим основные моменты, которые необходимо знать об этом экономическом процессе.
1. Монополия — это рыночная структура, при которой выпуск товаров, их стоимость, сбыт контролирует один хозяйствующий субъект.
2. Структура делится на несколько видов:
- естественную;
- искусственную;
- государственную;
- открытую;
- чистую.
3. По модели организации монополии делятся на следующие типы:
- конгломерат;
- синдикат;
- картель
и т. д.
4. Контролирует соблюдение антимонопольного законодательства в России ФАС.
Список источников
1. С. А. Чабанова, «Монополия: сущность и виды», Инновационные аспекты развития науки и техники, 2021 год.
2. Е. Л. Величко, «Монополии и особенности их развития в современных условиях рынка», «Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ», 2018 год.
3. Федеральный закон от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
4. Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
5. Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Автор: Алина Пацека
Эксперт: Юлия Коваленко, к.э.н., доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г. В. Плеханова