Что такое маржа простыми словами
В широком понимании маржа — это разница между двумя определенными показателями в банковской, биржевой, страховой и других сферах деятельности.
При расчете маржи учитываются переменные затраты (издержки), которые включают расходы на сырье, газ, электричество, бонусы сотрудникам, логистику
Виды маржи
Существует много видов маржи. Они различаются в зависимости от сферы деятельности и показателей, которые учитываются при расчете. Приведем примеры.
В предпринимательстве:
- валовая или гросс-маржа: показывает, какую часть выручки составляет прибыль после вычета себестоимости товаров или услуг;
- операционная маржа: отражает прибыль компании после вычета всех операционных расходов, показывая эффективность основной деятельности;
- фронт-маржа: разница между выручкой от продажи товара и закупочной стоимостью, которая показывает прибыль от продаж;
- бэк-маржа: доля прибыли, полученная от скидок, бонусов или льгот, предоставляемых поставщиком.
В банковской деятельности:
- кредитная маржа: разница между выдаваемым кредитом и суммой, которую получит финансовая организация по итогам выплат заемщика;
- процентная маржа: процентный доход банка по отношению к стоимости его активов, которые приносят доход;
- гарантийная маржа: разница между залоговым имуществом и суммой, которую банк выдал в качестве кредита.
В страховой сфере:
- маржа платежеспособности: соотношение ликвидных активов страховой компании и принятых обязательств по выплатам.
В биржевой деятельности:
- вариационная маржа: показывает прибыль или убыток по всем открытым позициям трейдера, возникающих в результате изменения цены актива в соответствии с рыночной ценой.
Зачем считать маржу при оценке прибыльности бизнеса
Маржа — это важный показатель, который помогает оценить эффективность бизнеса и принимать решения для его роста и развития. Вот несколько причин, зачем рассчитывают маржу:
- оценка рентабельности: маржа показывает, какую часть выручки компания сохраняет в виде прибыли;
- анализ затрат и доходов: разные виды маржи позволяют увидеть, на каком этапе бизнес теряет или зарабатывает деньги;
- принятие управленческих решений: анализ маржи помогает руководству принимать решения по оптимизации производства, сокращению затрат, повышению цен или разработке новых стратегий роста;
- определение точки безубыточности: анализ маржи позволяет рассчитать объем продаж, при котором бизнес начинает приносить прибыль;
- привлечение инвесторов: чтобы оценить привлекательность бизнеса инвесторы часто изучают маржинальные показатели.
Формула, как рассчитать маржу
Маржа или маржинальная прибыль рассчитывается по следующей формуле.
МАРЖА = В — СТ, где:
- В — выручка;
- СТ — стоимость затрат на производство.
Пример расчета
Выручка компании за январь составила 2 500 000 рублей, а затраты на производство — 1 790 000 рублей.
МАРЖА = 2 500 000 — 1 790 000 = 710 000 рублей.
Маржа, маржинальность и наценка: в чем разница
Чтобы глубже понять финансовые показатели бизнеса, важно различать термины, такие как маржа, маржинальность и наценка. Ламия Мамедова, эксперт экономического факультета РУДН, рассказала, чем они отличаются друг от друга.
Маржинальность — это отношение маржи к выручке. Выражается в процентах. Она позволяет оценить, насколько бизнес эффективно продает товар или услугу.
Формула для расчета:
МАРЖИНАЛЬНОСТЬ = МАРЖА / Выручка x 100%
Для примера вернемся к компании, у которой в январе маржа составила 710 000 рублей, а выручка — 2 500 000 рублей. Ее маржинальность будет рассчитываться следующим образом:
МАРЖИНАЛЬНОСТЬ = 710 000 / 2 500 000×100 = 28,4%
«Бывает так, что маржа растет, а маржинальность, наоборот, уменьшается. Это говорит о том, что затраты на сырье растут быстрее, чем растет выручка от производства», — отметила эксперт.
Понятия маржинальности и наценки часто путают. Разница заключается в том, что маржинальность показывает процент выручки предприятия, а наценка — процент увеличения себестоимости товара.
Наценка — это добавленная стоимость, вычисленная из разницы между конечной ценой товара или услуги и расходами на производство.
Формула для расчета наценки:
НАЦЕНКА = МАРЖА / Себестоимость товара x 100%
Продолжим пример. Наценка за январь в компании составит:
НАЦЕНКА = 710 000 / 1 790 000×100 = 39,7%
Какая маржа считается хорошей
По словам Ламии Мамедовой, уровень маржинальности бизнеса зависит от вида деятельности.
«Продукты с большой прибылью, цена товара которых сильно превышает уровень себестоимости производства, относятся к высокомаржинальным. К высокомаржинальному бизнесу можно отнести предметы роскоши, премиальные товары, дорогую сезонную продукцию. Наценка на эти товары и услуги может быть в размере 300−500%. Особенностью такой продукции считается нестабильная прибыль», — добавила эксперт.
Маржинальность считается высокой, если начинается от 50%.
Как контролировать маржинальность
Для расчета и контроля маржинальности небольшие фирмы могут использовать таблицы (Google, Excel). Крупные предприятия предпочитают автоматизированные инструменты и сервисы. Расскажем, о чем говорят изменения показателей маржинальности в трех пунктах.
1. Рост маржинальности подтверждает успешные управленческие решения, так как указывает на снижение расходов или увеличение выручки.
2. Стабильная маржинальность говорит о том, что компания работает без изменений, сохраняя уровень выручки и затрат.
3. Снижение маржинальности сигнализирует об уменьшении эффективности и требует корректировки расходов или повышения цен.
Рекомендуется рассчитывать маржу не только для всей компании, но и по отдельным направлениям, что позволит лучше контролировать продажи и планировать развитие.
Мнение эксперта о марже
Ламия Мамедова, эксперт экономического факультета РУДН, добавила, что маржинальность необходимо отслеживать в динамике, так как эти показатели наглядно демонстрируют насколько эффективна деятельность организации за определенный период времени.
«Это дает возможность проанализировать, почему в определенные периоды маржинальность выше и что этому способствует», — заключила эксперт.
Что нужно запомнить о марже
Вспомним основные моменты из нашего материала.
1. В предпринимательстве маржа — это разница между выручкой и переменными издержками на производство товаров или услуг.
2. Маржа, маржинальность и наценка — важные показатели при оценке эффективности предпринимательской деятельности: анализа бизнес-процессов и принятия управленческих решений.
3. Маржа, маржинальность и наценка — это разные показатели, каждый из которых имеет свою формулу расчета.
4. Маржинальность выше 50% считается высокой.
5. Маржинальность необходимо отслеживать в динамике не только для всей компании, но и для отдельных направлений ее деятельности.
Список источников
1. «Маржа», портал «Большая российская энциклопедия».
2. «Издержки (в экономике)», портал «Большая российская энциклопедия».
3. «Безубыточность», портал «Большая российская энциклопедия».
Автор: Олег Тульских
Эксперт: Ламия Мамедова, эксперт экономического факультета РУДН