Маржа: что такое маржинальная прибыль в предпринимательстве

Чтобы определить эффективность деятельности организации, необходимо выяснить, насколько маржинальным считается бизнес. Вместе с экспертом рассказываем, что такое маржа и как ее рассчитать.

10 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое маржа простыми словами
  2. 2.
    Виды маржи
  3. 3.
    Зачем считать маржу при оценке прибыльности бизнеса
  4. 4.
    Формула, как рассчитать маржу
  5. 5.
    Маржа, маржинальность и наценка: в чем разница
  1. 6.
    Какая маржа считается хорошей
  2. 7.
    Как контролировать маржинальность
  3. 8.
    Мнение эксперта о марже
  4. 9.
    Что нужно запомнить о марже
  5. 10.
    Список источников
Развернуть
1

Что такое маржа простыми словами

В широком понимании маржа — это разница между двумя определенными показателями в банковской, биржевой, страховой и других сферах деятельности.

В бизнесе маржа или маржинальная прибыль — это разница между выручкой от реализации товаров или услуг и затратами на их производство. Выражается в денежных единицах.

При расчете маржи учитываются переменные затраты (издержки), которые включают расходы на сырье, газ, электричество, бонусы сотрудникам, логистику и т. д.

2

Виды маржи

Существует много видов маржи. Они различаются в зависимости от сферы деятельности и показателей, которые учитываются при расчете. Приведем примеры.

В предпринимательстве:

  • валовая или гросс-маржа: показывает, какую часть выручки составляет прибыль после вычета себестоимости товаров или услуг;
  • операционная маржа: отражает прибыль компании после вычета всех операционных расходов, показывая эффективность основной деятельности;
  • фронт-маржа: разница между выручкой от продажи товара и закупочной стоимостью, которая показывает прибыль от продаж;
  • бэк-маржа: доля прибыли, полученная от скидок, бонусов или льгот, предоставляемых поставщиком.

В банковской деятельности:

  • кредитная маржа: разница между выдаваемым кредитом и суммой, которую получит финансовая организация по итогам выплат заемщика;
  • процентная маржа: процентный доход банка по отношению к стоимости его активов, которые приносят доход;
  • гарантийная маржа: разница между залоговым имуществом и суммой, которую банк выдал в качестве кредита.

В страховой сфере:

  • маржа платежеспособности: соотношение ликвидных активов страховой компании и принятых обязательств по выплатам.

В биржевой деятельности:

  • вариационная маржа: показывает прибыль или убыток по всем открытым позициям трейдера, возникающих в результате изменения цены актива в соответствии с рыночной ценой.

3

Зачем считать маржу при оценке прибыльности бизнеса

Маржа — это важный показатель, который помогает оценить эффективность бизнеса и принимать решения для его роста и развития. Вот несколько причин, зачем рассчитывают маржу:

  • оценка рентабельности: маржа показывает, какую часть выручки компания сохраняет в виде прибыли;
  • анализ затрат и доходов: разные виды маржи позволяют увидеть, на каком этапе бизнес теряет или зарабатывает деньги;
  • принятие управленческих решений: анализ маржи помогает руководству принимать решения по оптимизации производства, сокращению затрат, повышению цен или разработке новых стратегий роста;
  • определение точки безубыточности: анализ маржи позволяет рассчитать объем продаж, при котором бизнес начинает приносить прибыль;
  • привлечение инвесторов: чтобы оценить привлекательность бизнеса инвесторы часто изучают маржинальные показатели.

4

Формула, как рассчитать маржу

Маржа или маржинальная прибыль рассчитывается по следующей формуле.

МАРЖА = В — СТ, где:

  • В — выручка;
  • СТ — стоимость затрат на производство.

Пример расчета

Выручка компании за январь составила 2 500 000 рублей, а затраты на производство — 1 790 000 рублей.

МАРЖА = 2 500 000 — 1 790 000 = 710 000 рублей.

5

Маржа, маржинальность и наценка: в чем разница

Чтобы глубже понять финансовые показатели бизнеса, важно различать термины, такие как маржа, маржинальность и наценка. Ламия Мамедова, эксперт экономического факультета РУДН, рассказала, чем они отличаются друг от друга.

Маржинальность — это отношение маржи к выручке. Выражается в процентах. Она позволяет оценить, насколько бизнес эффективно продает товар или услугу.

Формула для расчета:

МАРЖИНАЛЬНОСТЬ = МАРЖА / Выручка x 100%

Для примера вернемся к компании, у которой в январе маржа составила 710 000 рублей, а выручка — 2 500 000 рублей. Ее маржинальность будет рассчитываться следующим образом:

МАРЖИНАЛЬНОСТЬ = 710 000 / 2 500 000×100 = 28,4%

«Бывает так, что маржа растет, а маржинальность, наоборот, уменьшается. Это говорит о том, что затраты на сырье растут быстрее, чем растет выручка от производства», — отметила эксперт.

Понятия маржинальности и наценки часто путают. Разница заключается в том, что маржинальность показывает процент выручки предприятия, а наценка — процент увеличения себестоимости товара.

Наценка — это добавленная стоимость, вычисленная из разницы между конечной ценой товара или услуги и расходами на производство.

Формула для расчета наценки:

НАЦЕНКА = МАРЖА / Себестоимость товара x 100%

Продолжим пример. Наценка за январь в компании составит:

НАЦЕНКА = 710 000 / 1 790 000×100 = 39,7%

6

Какая маржа считается хорошей

По словам Ламии Мамедовой, уровень маржинальности бизнеса зависит от вида деятельности.

«Продукты с большой прибылью, цена товара которых сильно превышает уровень себестоимости производства, относятся к высокомаржинальным. К высокомаржинальному бизнесу можно отнести предметы роскоши, премиальные товары, дорогую сезонную продукцию. Наценка на эти товары и услуги может быть в размере 300−500%. Особенностью такой продукции считается нестабильная прибыль», — добавила эксперт.

Маржинальность считается высокой, если начинается от 50%.

7

Как контролировать маржинальность

Для расчета и контроля маржинальности небольшие фирмы могут использовать таблицы (Google, Excel). Крупные предприятия предпочитают автоматизированные инструменты и сервисы. Расскажем, о чем говорят изменения показателей маржинальности в трех пунктах.

1. Рост маржинальности подтверждает успешные управленческие решения, так как указывает на снижение расходов или увеличение выручки.

2. Стабильная маржинальность говорит о том, что компания работает без изменений, сохраняя уровень выручки и затрат.

3. Снижение маржинальности сигнализирует об уменьшении эффективности и требует корректировки расходов или повышения цен.

Рекомендуется рассчитывать маржу не только для всей компании, но и по отдельным направлениям, что позволит лучше контролировать продажи и планировать развитие.

8

Мнение эксперта о марже

Ламия Мамедова, эксперт экономического факультета РУДН, добавила, что маржинальность необходимо отслеживать в динамике, так как эти показатели наглядно демонстрируют насколько эффективна деятельность организации за определенный период времени.

«Это дает возможность проанализировать, почему в определенные периоды маржинальность выше и что этому способствует», — заключила эксперт.

9

Что нужно запомнить о марже

Вспомним основные моменты из нашего материала.

1. В предпринимательстве маржа — это разница между выручкой и переменными издержками на производство товаров или услуг.

2. Маржа, маржинальность и наценка — важные показатели при оценке эффективности предпринимательской деятельности: анализа бизнес-процессов и принятия управленческих решений.

3. Маржа, маржинальность и наценка — это разные показатели, каждый из которых имеет свою формулу расчета.

4. Маржинальность выше 50% считается высокой.

5. Маржинальность необходимо отслеживать в динамике не только для всей компании, но и для отдельных направлений ее деятельности.

10

Список источников

1. «Маржа», портал «Большая российская энциклопедия».

2. «Издержки (в экономике)», портал «Большая российская энциклопедия».

3. «Безубыточность», портал «Большая российская энциклопедия».

Автор: Олег Тульских

Эксперт: Ламия Мамедова, эксперт экономического факультета РУДН