Контрагент: как эффективно с ними работать

При взаимодействии с бухгалтерами и юристами или, например, при заключении сделок с поставщиками можно столкнуться с термином «контрагент». В статье рассмотрим, кто это, кем и зачем они проверяются и какие аспекты их деятельности следует учитывать.

9 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    ❓ Кто такой контрагент простыми словами
  2. 2.
    Виды контрагентов
  3. 3.
    Типы договоров между контрагентами
  4. 4.
    Принципы сотрудничества между сторонами сделки
  5. 5.
    ✅ Способы проверить контрагента
  1. 6.
    Как заключить договор с контрагентом
  2. 7.
    Расчет между контрагентами
  3. 8.
    Отзывы эксперта
  4. 9.
    ⚡ Что нужно знать о контрагентах
Развернуть
1

❓ Кто такой контрагент простыми словами

Этот термин редко можно услышать в повседневной речи, но профессионалы в области права и бухгалтерского учета часто с ним сталкиваются. Слово образовано от двух корней: «контр» — «противопоставление» и «агент», которое происходит от латинского слова и означает «действие».

Согласно словарному определению (1), это физическое или юридическое лицо, выступающее одной из сторон в сделке. К контрагентам относятся различные отдельные лица, организации и учреждения, с которыми компания устанавливает торговые, финансовые, гражданско-правовые и другие виды отношений.

2

Виды контрагентов

Существует две основные категории контрагентов: клиенты и персоны. К первой группе относятся юридические лица, такие как предприятия и организации. Персоны представляют собой физических лиц, которые обладают знаниями, товарами, услугами и реквизитами. В зависимости от характера взаимодействия существуют различные типы контрагентов. Перечислим наиболее распространенные.

1. Покупатель и продавец. Две стороны вступают в имущественные отношения через заключение контракта, касающегося купли-продажи товара. Они согласовывают условия, включая стоимость и характеристики товара. Одна сторона берет на себя обязательство предоставить товар, а другая — произвести оплату.

2. Кредитор и заемщик. Контрагенты оформляют соглашение о предоставлении финансовых услуг. В этом случае кредитор выделяет определенную сумму средств, а заемщик соглашается вернуть ее в заранее установленные сроки вместе с начисленными процентами. Пример таких отношений — кредит, взятый физическим лицом в банке.

3. Арендодатель и арендатор. В этой ситуации одна сторона предоставляет в аренду недвижимое имущество или транспортное средство, в то время как другая сторона платит за пользование этим имуществом. Взаимоотношения арендодателя и арендатора строятся на обоюдных обязательствах, обе стороны считают друг друга контрагентами.

4. Страховщик и страхователь. В соответствии с условиями договора первый обязуется выплатить второму фиксированную сумму в случае наступления страхового случая. При этом страхователь производит регулярные платежи в виде взносов за предоставляемые услуги.

5. Заказчик и подрядчик. Между ними заключается договор подряда. В документе четко определяется:

  • объем работ;
  • сроки;
  • итоговая сумма вознаграждения.

Подрядчик обязуется выполнить все условия соглашения, в то время как заказчик должен своевременно оплатить выполненные работы.

6. Комитент и комиссионер. Комитент нанимает комиссионера для осуществления определенных сделок и заключения договоров от его имени. За выполнение порученных обязанностей второй получает заранее согласованное вознаграждение.

7. Залогодатель и залогодержатель. В рамках договора займа или аренды одной из сторон считается залогодатель, который передает имущество залогодержателю в качестве обеспечения выполнения условий сделки.

8. Грузоотправитель и грузоперевозчик. Отправитель обычно взаимодействует с перевозчиком. Согласно договору, первый передает товары второму для доставки, а грузополучатель забирает их по прибытии. Таким образом формируются трехсторонние отношения между всеми участниками.

3

Типы договоров между контрагентами

Разнообразие договоров, заключаемых между физическими и юридическими лицами, можно классифицировать следующим образом.

По категории

Существует три основных категории договоров, заключаемых между физическими и юридическими лицами как друг с другом, так и между собой:

  • имущественные, включая договоры купли-продажи и другие, регулирующие отношения собственности и пользования имуществом;
  • договоры подряда, устанавливающие выполнение работ за определенное вознаграждение в оговоренные сроки;
  • договоры об оказании услуг.

По количеству участников

По количеству физических или юридических лиц, принимающих участие в сделке, договоры можно разделить на:

  • двусторонние: представляют собой соглашения, в которых прописаны взаимные права и обязанности двух сторон, обладающих равными правами. Такие соглашения чаще всего встречаются в сфере торговли;
  • многосторонние: характеризуются участием трех и более сторон. Их особенность — стороны действуют не как конкуренты, а объединяют свои усилия для достижения общей цели. Примером многостороннего договора может служить ситуация, когда несколько участников решают объединиться для создания нового юридического лица.

В зависимости от условий сделки

Согласно Гражданскому Кодексу РФ (2), в зависимости от условий сделки договоры можно классифицировать следующим образом:

  • основной — договор, где четко определены условия, на основании которых возникают обязательства между сторонами;
  • предварительный — выражает намерение сторон заключить основной договор в будущем;
  • рамочный — определяет общие условия взаимоотношений участников сделки, которые могут быть конкретизированы сторонами с помощью заключения отдельных договоров.

4

Принципы сотрудничества между сторонами сделки

Существует несколько основных принципов, определяющих взаимодействие контрагентов. Перечислим их.

1. Контрагентом может выступать любое правоспособное и дееспособное лицо, соответствующее всем требованиям для реализации совместной деятельности по конкретному соглашению. У него должны быть:

  • необходимые разрешительные документы;
  • лицензии;
  • отчеты о проведенных проверках качества продукции.

2. Заключение контракта между сторонами происходит по взаимному согласию. Участники действуют на равных условиях. Основная идея сотрудничества контрагентов заключается в добровольном стремлении к совместной деятельности.

3. Договор должен быть составлен в форме, которая предусмотрена законодательством. Если для определенного типа сделки не требуется письменная форма, стороны могут заключить договор устно. Кроме того, в Гражданском кодексе РФ содержится кодекс добросовестности, который необходимо соблюдать.

4. Заключенные соглашения должны быть зафиксированы в контракте или другом документе. Рекомендуется письменно оформлять даже небольшие сделки. Однако при взаимодействии с частными лицами это не всегда удается реализовать, стороны часто ограничиваются устными договоренностями. Это особенно актуально в сфере розничной торговли. В таких случаях подтверждением сделки и ее условий служит чек, выданный покупателю, с указанием реквизитов продавца, названия товара или услуги и суммы (3).

Зачем проверять контрагента

В первую очередь проверка надежности контрагентов минимизирует риск потери денежных средств.

Также этот процесс позволяет:

  • выявить компании-однодневки;
  • избежать партнерства с юридическими или физическими лицами, неспособными выполнить свои обязательства;
  • предотвратить заключение сделок с мошенниками;
  • не допустить рисков связанных с банкротством;
  • избежать проблем с налоговыми органами.

5

✅ Способы проверить контрагента

Важно провести проверку партнера перед заключением сделки, чтобы избежать возможных проблем и финансовых потерь. Получить информацию о российских контрагентах можно бесплатно несколькими способами.

1. На сайте ФНС

Для проверки на сайте налоговой следует придерживаться следующих действий.

1. Необходимо ввести данные организации (ИНН, ОГРН, полное название) в строку поиска.

2. Начать поиск.

3. После этого на странице будет отображена информация, которая поможет сформировать представление о контрагенте.

2. На официальных сервисах

Также полезными могут быть специальные порталы:

  • сайты для проверки контрагентов, на которых можно посмотреть регистрацию ИП или юридического лица в ЕГРН;
  • сервис для проверки адресов массовой регистрации;
  • реестр дисквалифицированных лиц;
  • единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса;
  • сервис для получения выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

3. В реестре Арбитражных дел

Здесь можно получить полную информацию о судебных разбирательствах с участием индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также найти карточку контрагента с подробной информацией.

4. База данных исполнительных производств

Здесь можно узнать о наличии долгов, которые подлежат взысканию.

Важно избегать работы с подозрительными организациями. Например, с компаниями, имеющими задолженности и занимающимися незадекларированной деятельностью.

6

Как заключить договор с контрагентом

Процедура заключения договора проходит в несколько этапов. Выделим основные шаги.

1. Составить оферту

Первая сторона предлагает другой сотрудничество, указывает основные аспекты работы. Это может быть устное или письменное предложение, договор-счет, предложение или письмо руководителю.

2. Принять акцепт

Вторая сторона рассматривает предложение и принимает его, если согласна с условиями. Могут быть предложены корректировки или новые условия, которые также требуют согласования.

3. Подписать контракт

Если стороны достигают соглашения, они подписывают договор и становятся контрагентами.

7

Расчет между контрагентами

Финансовые взаимоотношения с контрагентами осуществляются согласно заранее установленным схемам. Рассмотрим их подробнее.

Варианты расчета

Они зависят от условий договора. Выделяют следующие возможности оплаты:

  • в рублях: платеж производится для участников, зарегистрированных в Российской Федерации;
  • в иностранной валюте: для контрагентов, находящихся за границей, возможен расчет в любой выбранной иностранной валюте в соответствии с условиями договора;
  • в условных единицах: если обязательства зафиксированы в иностранной валюте (чаще всего в евро или долларах США), расчет производится по курсу обмена на российские рубли.

Способы расчета

Способы взаимных расчетов между контрагентами прописываются в договоре и могут включать:

  • аванс или предоплату: частичный или полный расчет до выполнения обязательств производится для подтверждения серьезности намерений покупателя или заказчика. Полная оплата происходит после поставки товаров или выполнения всех условий договора;
  • оплату по факту: расчет между контрагентами производится только после полного выполнения всех условий договора;
  • оплату в кредит: предусматривает отсрочку платежа. Такая схема может включать лимит, при превышении которого поставки приостанавливаются до погашения задолженности.

Формы расчета

Расчеты могут быть произведены в разной форме. Перечислим их.

1. Общий расчет по договору: суммарная сумма всех обязательств и платежей в рамках договора.

2. Расчеты по отдельным документам: например, за каждую поставку товара.

3. Оплата может производиться путем лизинга или бартера.

8

Отзывы эксперта

Как рассказала к. э. н., доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Казанцева, контрагент компании — это другая сторона заключенного контракта. В переводе с латинского это понятие означает «противоположное действие».

«Если с физическим или юридическим лицом не заключен договор, то, соответственно, они не считаются контрагентами организации. Клиент компании — это подвид контрагентов, то есть это ее покупатель, ради удовлетворения интересов которого и создается бизнес», — отметила эксперт.

Специалист также добавила, что компания самостоятельно и добровольно выбирает себе контрагентов, то есть тех, с кем она готова заключить те или иные договоры, и поэтому каждое предприятие несет полную ответственность за их выбор.

Спикер отметила, что недобросовестный контрагент в формате поставщика может доставить некачественный товар, плохо выполнить работы или услуги. Это скажется на готовом продукте, товаре или работе. Такая ситуация может повлечь за собой срыв контрактов с покупателями и даже судебные иски.

«Недобросовестный контрагент в формате покупателя может не внести оплату за товар, что нарушит баланс движения денежных средств и может привести к нарушению обязательств компании перед другими участниками сделки. Также это приведет к ухудшению финансовых показателей организации. Помимо этого, недобросовестный контрагент-поставщик может не уплатить налог на добавленную стоимость по поставленным товарам, работам, услугам, что сделает невозможным принять НДС к вычету», — рассказала Светлана Казанцева.

Кроме того, по словам Казанцевой, если банк заподозрит, что компания осуществляет переводы в адрес неблагонадежных контрагентов, то это будет считаться сомнительными операциями. Финансовая организация заблокирует доступ компании к системе «клиент-банк». Очень важно проверять своих контрагентов как перед заключением контракта, так и в процессе работы с ними.

Есть ряд моментов, на которые следует обратить внимание:

  • открытость при предоставлении документов;
  • корректность представленной информации в документах (необходимо изучить, не предоставила ли компания устаревшие, ошибочные данные);
  • полномочия лица, подписывающего документы;
  • адрес регистрации компании (стоп-сигналом для работы с контрагентом считается, если по адресу регистрации прописано множество компаний).

9

⚡ Что нужно знать о контрагентах

Контракты и соглашения — неотъемлемая часть бизнеса. Однако необходимо тщательно подходить к выбору контрагента, чтобы не подорвать свою репутацию и не потерять деньги в случае неудачи. Важно запомнить следующие моменты.

1. Контрагент — это любая сторона, которая заключает договор и берет на себя обязательства.

2. Контрагентом может быть юридическое или физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей. Взаимодействие с контрагентами зависит от типа договора.

3. Роль участника сделки в бизнесе может быть значительной. Проверка потенциального партнера перед заключением контракта — обязанность компании.

Список источников:

1. Толковый словарь С. И. Ожегова.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей».

Автор: Кристина Семенчук

Эксперт: Светлана Казанцева, к. э. н., доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова