Что такое консалтинг простыми словами
Людям несведущим бизнес кажется простым и приятным занятием, неизменно приносящим прибыль. На деле эта сфера деятельности полна подводных камней, с которыми зачастую не в состоянии справиться ни руководитель компании, ни его помощники. На этот случай на рынке нематериальных услуг существует консалтинг. Его задача сводится к профессиональным консультациям в самых разных сферах хозяйственной деятельности компаний. У таких фирм бизнес может запросить помощь в решении экономических, финансовых, юридических, инвестиционных и любых других вопросов.
Консалтинг — это вид бизнеса, получающий прибыль на раздаче полезных советов тем, кто умеет зарабатывать деньги, но хочет делать это еще лучше.
Главная «движущая сила» этой сферы — консультант. В процессе работы может быть задействован как один специалист, так и целая команда. Каждый из них владеет узкоспециализированной областью знаний на самом высоком уровне и имеет большой опыт работы в соответствующей отрасли.
Консалтинг как отдельный вид деятельности ведет отсчет с 1914 года, когда в США появилась «Служба бизнес-исследований» — она и считается первой в мире консалтинговой компанией. Через несколько лет подобные фирмы открылись в Англии и Германии, затем распространились по всей Европе.
«В России первые консалтеры появились в 90-е годы, после того как на смену плановой пришла рыночная экономика. Никто из новых бизнесменов не имел понятия, как действовать, как развиваться. На отечественный рынок хлынули зарубежные консалтинговые фирмы. У наших людей в то время еще не было компетенции в вопросах бизнеса», — рассказал нам в беседе Роман Цветков, генеральный директор B2B Digital-агентства «Комплето», специализирующегося на оказании маркетинговых услуг.
Зачем бизнесу нужен консалтинг
Бизнес не терпит застоя. В этой сфере деятельности нельзя почивать на лаврах. Как только компания останавливается в своем развитии, проблемы начинают расти как снежный ком. Наступает момент, когда руководство и менеджеры не справляются с их решением, — требуется более глубокий профессиональный подход. В этом случае самым эффективным выходом из положения становится привлечение консалтинговой фирмы.
Причины задействования консультантов профи-уровня могут быть разными:
- нехватка времени или опыта/знаний у штатных сотрудников;
- необходимость в получении объективного и независимого мнения в вопросе ведения бизнеса;
- желание получить и реализовать новые идеи и решения;
- высокая эффективность и скорость работы специалиста-консультанта, недостижимая штатными сотрудниками.
Независимо от причин приглашения консультантов, делается это в конечном итоге для оптимизации бизнеса, повышения его рентабельности и прибыльности, увеличения рыночной стоимости. Оказание консультационных услуг производится на основе документа, который представляет собой разновидность договора возмездного оказания услуг и регулируется главой 39 Гражданского кодекса РФ.
Ситуаций, когда консультант может понадобиться бизнесу, очень много. Перечислим некоторые задачи, которые заказчик услуг может поставить перед консалтинговой компанией.
1. Разработать стратегию роста и развития организации. Задача предполагает анализ соответствующего сегмента рынка, изучение конкурентов и поиск возможностей для расширения бизнеса.
2. Оптимизировать бизнес-процессы. Цели удается достигать за счет аудита всех процессов, выявления проблемных моментов и поиска решений, которые позволят снизить издержки и повысить показатели рентабельности, производительности и прибыльности.
3. Внедрить новые маркетинговые стратегии. Если нужно, к примеру, повысить продажи, консалтинговая фирма сначала проанализирует целевую аудиторию, затем разработает маркетинговый план, найдет оптимальные каналы продвижения и создаст в итоге действенную продающую стратегию.
4. Сопровождать внедряемые изменения. Помощь консультантов понадобится в сложные моменты, связанные с изменениями в компании. Например, речь может идти о ее реструктуризации, при которой необходимо переобучить сотрудников и обеспечить плавный переход к новым методам работы.
Также консалтинговые услуги могут понадобиться для помощи в развитии лидерских качеств у руководящего звена и командных навыков работы у сотрудников компании. Надо отметить, что спектр оказываемых услуг очень велик, он не постоянный, может расширяться и изменяться, ориентируясь на запросы бизнеса.
Виды консалтинга
Консалтинговые услуги охватывают такой необъятный массив работ, что приходится их систематизировать. Это помогает заказчикам лучше ориентироваться в открывающихся возможностях.
Финансовый консалтинг
Этот вид консалтинга связан исключительно с финансовыми аспектами бизнеса. Советы экспертов помогают руководству компаний принимать правильные решения, направленные на увеличение прибыли и достижение максимальной финансовой устойчивости.
В свою очередь этот вид консалтинга подразумевает три отдельных подхода:
- экспертный — обращение к узкому специалисту по конкретному вопросу;
- проектный — помогает компании выявить проблему, ставшую причиной финансовых упущений, и предложить пути ее решения;
- обучающий — предполагает сопровождение команды. Эксперт не только дает рекомендации, но и следит за их реализацией.
Финансовый консалтинг ведет работу с конкретными цифрами, по итогу заказчик получает четкий план действий с аргументами и расчетами.
Управленческий консалтинг
Любой бизнесмен знает, насколько важна правильная организация деятельности компании. Главный инструмент реализации бизнес-задач — грамотное управление. Сегодня умению руководить коллективами, предприятиями, бизнес-империями необходимо учиться. И если знаний недостаточно, приходится прибегать к помощи управленческого консалтинга. Его задача — выявить факторы, мешающие успеху, и предложить способы их устранения и преодоления.
Согласно исследованиям, управленческое консультирование в большинстве развитых стран мира представляет собой отдельный сектор профессиональных услуг и оценивается в гигантскую сумму — порядка 120 млрд долларов и характеризуется годовым потенциалом роста на уровне 15—20%. Причем на долю консультирования в области информационных технологий приходится ⅔ доходов. Оценка заказчиком управленческого консалтинга во многом зависит от того, насколько качественно и быстро решаются проблемы, и при этом решения должны иметь разумные финансовые рамки.
IT-консалтинг
Он не имеет четких границ и охватывает всю необъятную сферу информационных технологий. Такой консалтинг помогает, в частности, компаниям выбирать и внедрять IT-продукты, занимается оптимизацией корпоративных систем, находит и устраняет «дыры» в системе безопасности, анализирует рабочие программы и приложения.
Всех IT-консультантов можно разделить на две группы:
- первые непосредственно изменением и внедрением каких-либо программ не занимаются, они только дают экспертную оценку, рекомендации и прогнозы по определенным продуктам, а также находят решения для выявленных проблем;
- вторые работают напрямую с информационными технологиями, находят оптимальное ПО, занимаются его внедрением и интеграцией с другими системами компании.
Инвестиционный консалтинг
В задачи этого вида консалтинга входит спектр услуг для тех, кто только собирается заняться инвестициями или имеет слишком мало опыта, чтобы рассчитывать на большую и гарантированную прибыль. Консультанты помогают своим клиентам выгодно вложить деньги, они предлагают на выбор перспективные проекты для вложения средств и дают обоснование их рентабельности. В одних случаях клиенты ограничиваются консультационными услугами, в других — консалтерам доверяют управление инвестиционным портфелем.
Несмотря на попытки государства законодательно урегулировать деятельность инвестиционных советников, контролировать их работу на сегодняшний день удается плохо. С ответственностью консалтеров перед заказчиками тоже нет четких формулировок. «Консалтеры создают нематериальный продукт, и именно поэтому их ответственность перед клиентом крайне размыта. В любом случае заказчик сам принимает то или иное решение. Если бы все было так просто в этой сфере, то каждый инвест-консалтер стал бы успешным инвестором, а не зарабатывал себе на жизнь советами», — считает Роман Цветков.
Кадровый консалтинг
В задачи кадрового консалтинга входит оптимизация работы отдела кадров, оптимальное распределение нагрузки между HR-службами, предотвращение ошибок в процессе оформления трудовых отношений и в кадровом учете.
Способы предоставления услуг консалтинга бизнесу
Потенциальные заказчики услуг в консалтинговых компаниях могут получать помощь в разной форме.
Способ | Описание |
Консультации | Этот вариант имеет разовый характер и представляет собой основную форму консалтинга. Предполагает решение конкретных вопросов путем вынесения экспертного мнения, предоставления рекомендаций и советов, связанных с выявленными проблемами |
Аналитика | На основе сбора и анализа информации эксперт находит решения. Анализируется, в частности, состояние рынка, конкуренты, потребители и прочие факторы. На основе полученной информации выдвигаются варианты действий для достижения поставленных целей |
Прогнозирование | Используя различные методы, к примеру, моделирования ситуаций. Консультанты оценивают тенденции и возможные события, которые могут оказать влияние на развитие бизнеса клиента |
Консалтинговые услуги не имеют материального выражения, потребляются в процессе осуществления деятельности, но при этом считаются объектом налогообложения.
Когда стоит обращаться за услугами консалтинга
Консалтинг требует немалых затрат. Поэтому, как правило, бизнес обращается к консультантам, попав в критическую ситуацию. Проще говоря, обычно к помощи специалистов прибегают после того, как в фирме начинаются проблемы. Хотя гораздо дешевле обошлось бы превентивное вмешательство, как в медицине: болезнь проще предотвратить, чем лечить. В любом случае существуют ситуации, когда консалтинговая команда становится насущной необходимостью.
Перечислим ситуации, когда стоит прибегать к этим услугам.
1. В компании наблюдается застой. Руководство не способно генерировать новые идеи развития, нужны свежие подходы.
2. Организация занимается созданием перспективного проекта, но не способна без внешней помощи грамотно реализовать его.
3. Руководителю без опыта и специальных знаний в той или иной сфере бизнеса требуется помощь для решения серьезных вопросов.
4. В руководящей команде нет консенсуса, требуется независимая и объективная оценка ситуации, чтобы найти правильное решение.
5. Необходимо подобрать персонал высокой квалификации для реализации новых идей и проектов.
6. Нужна стратегия продвижения бизнеса. Специалисты-консультанты изучат тренды рынка, конкурентов и целевую аудиторию, выработают маркетинговую стратегию и расскажут, как ее внедрить наилучшим образом.
Список перечисленных выше ситуаций, в которых компаниям может потребоваться консультативная помощь, далеко не полный. Он также обширен, как и несчетное количество проблем, которые могут сопровождать ведение любого бизнеса.
Как выбрать услуги консалтинга для оценки потенциала бизнеса
Успех консультаций во многом зависит от выбора консалтинговой компании. Чтобы облегчить себе задачу, лучше действовать поэтапно, сосредотачиваясь поочередно на главных аспектах деятельности компаний-претендентах и сопоставляя их со своими потребностями.
1. Цена
Стоимость услуг зависит от многих факторов, в том числе от ценовой политики каждой отдельной фирмы. Кроме того, оплата услуг может быть как фиксированной, так и рассчитываться в зависимости от времени или от результата (вычисляется %). Чтобы выяснить средний уровень цен, нужно сравнить несколько вариантов. Не стоит выбирать компании со слишком высокой и слишком низкой ценовой планкой.
2. Сроки
Для каждого случая временные затраты рассчитываются индивидуально. Действуйте методом сравнения и выбирайте средний вариант. Если консультант обещает справиться очень быстро с поставленными задачами, возможно, у него мало опыта или он недооценивает масштабы задач. При слишком больших сроках есть риск, что фирма преследует свои цели, например, зарабатывает на почасовой оплате труда.
3. Команда
Если требуются разовые услуги по локальному вопросу, будет достаточно одного—двух специалистов. Для больших объемов работ, предполагающих внедрение новых проектов или обучение персонала, может понадобиться целая команда, состоящая из специалистов разных направлений.
Отзывы эксперта о консалтинге
В заключение беседы мы поинтересовались у Романа Цветкова, в каких случаях стоит обращаться к консультантам, насколько оправданы затраты бизнеса на эти услуги, какие формы сотрудничества предлагает сегодня этот рынок и должен ли клиент безоговорочно доверять этим организациям.
1. Особым спросом консалтинг пользуется у представителей бизнеса, подыскивающих новые пути развития и сферы приложения капитала. «Наиболее востребован он в сфере финансов, юриспруденции и маркетинга», — считает Роман Цветков.
2. Выбирая консалтинговую компанию, ориентироваться прежде всего нужно на людей, которым удалось добиться успеха в решении задач, аналогичным вашим.
3. Польза и эффективность профессионального консалтинга не подлежит сомнению, главное правильно выбрать консультантов и умело воспользоваться их помощью. Роман Цветков уверен: «Если хватает денег, то консультанта стоит брать всегда. Зная варианты ответов на тот или иной вопрос, вы повышаете шансы на принятие правильного решения. В любом случае полезные советы заставляют вас думать, расширяют горизонты возможностей».
Что нужно запомнить о консалтинге
Если ваш бизнес испытывает трудности в том или ином направлении — от подбора кадров до выбора партнеров и инвестиций, не пренебрегайте советами профессионалов. Услуги консалтинга помогут вам не только справиться с имеющимися проблемами, но и позволят вам сэкономить силы и время, которые можно направить на поиск креативных идей и разработку новых стратегий.
1. Консалтинг — это советы бизнесу за деньги. Заплатив, можно получить помощь по любому вопросу, с которым приходится сталкиваться владельцам компаний. Чтобы деньги не были потрачены зря, важно знать, где и как найти профессионалов своего дела.
2. Обращаясь в консалтинговую фирму, клиенты имеют возможность выбрать наиболее подходящую для них форму предоставления услуг. Можно ограничиться советами или заказать полноценное сопровождение при внедрении новых идей и проектов.
3. Консультанты своим незамыленным взглядом увидят ситуацию в компании более ярко, правдиво и объемно, чем ее руководители и/или сотрудники. Это позволяет им находить предельно эффективные варианты решения проблем.
Список источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Тихомирова А. И. «Механизм влияния управленческого консалтинга на повышение эффективности деятельности предприятий» на сайте Национальной электронной библиотеки, 2004 год.
3. Федеральный закон от 20.12.2017 года № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и статью 3 Федерального закона “О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка”».
4. Указание Банка России от 17.12.2018 года № 5014-У «О порядке определения инвестиционного профиля клиента инвестиционного советника, о требованиях к форме предоставления индивидуальной инвестиционной рекомендации и к осуществлению деятельности по инвестиционному консультированию».
5. Налоговый кодекс Российской Федерации.
Автор: Марина Саламаха
Эксперт: Роман Цветков, генеральный директор B2B Digital-агентства «Комплето»