Важная информация о компании «Яндекс»
Собрали в таблице главные факты о корпорации, которая в феврале 2024 года сменила заграничную «прописку» на российскую.
Отрасль | Информационные технологии | |
Год основания | 2000 | |
Основатели | Аркадий Волож, Илья Сегалович | |
Официальный сайт | Ya.ru | |
Гендиректор | Артем Савиновский | |
Уставный капитал | 16,6 млн руб. | |
Номера телефонов |
| |
Юридический адрес | 119021 Москва, ул. Льва Толстого, д. 16 |
Основная деятельность компании «Яндекс»
Это крупная международная IT-компания, которая разрабатывает и внедряет информационные сервисы самых разных направлений — от прогноза погоды до доставки еды. Но основное внимание корпорация по-прежнему уделяет совершенствованию собственного поискового механизма.
За годы работы компания сформировала свою экосистему, включающую большое количество продуктов, призванных удовлетворить повседневные потребности людей. Все приложения развиваются на основе ПО, созданного организацией. При этом «Яндекс» не разрабатывает программное обеспечение на заказ и не продает свои технологии клиентам.
Основным источником дохода корпорации остается заработок на рекламе, которая размещается в сервисах компании. Главный соперник «Яндекса» — мировой поисковик Google.
История создания «Яндекса»
История «Яндекса» началась в середине 1990-х годов. Ее основали два человека — Аркадий Волож, который в то время был владельцем и руководителем компьютерной фирмы CompTek, и Илья Сегалович. Последний работал там же программистом. В 1993 году они создали приложение для поиска файлов на компьютере и назвали его Yandex. Это была аббревиатура выражения Yet another indexer, что переводится как «еще один индексатор». Впоследствии на основе этой технологии они разработали приложение для информационно-поисковой системы по Библии.
В 1997 году Аркадий Волож и Илья Сегалович запустили поисковую систему Яndex, презентация прошла 23 сентября на выставке Softool в Москве. В тот же день был зарегистрирован доменный адрес yandex.ru. На тот момент поисковая система индексировала 5000 сайтов, работала она на основе грамматического словаря Андрея Зализняка.
В 2000 году в Москве зарегистрировали компанию «Яндекс», до этого разработка всех IT-продуктов велась в рамках деятельности CompTek. После этого появились одноименная почта и новостной портал, началось создание экосистемы, включающей большое количество приложений для повседневного пользования. В 2001 году «Яндекс» стал самой популярной поисковой системой в русскоязычном интернете и запустил продажу контекстной рекламы.
За счет рекламы в 2002 году компания добилась самоокупаемости. Для вывода ее акций на биржу в 2007 году в Нидерландах зарегистрировали фирму Yandex N.V., которая стала головной для ООО «Яндекс». IPO провели 23 мая 2011 года, при этом по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева золотую акцию корпорации передали Сбербанку. Это было сделано для того, чтобы компания общегосударственной важности не попала в руки иностранцев. Сбер вернул «Яндексу» золотую акцию в 2020 году.
Кому принадлежит «Яндекс»
По данным портала «Чекко», учредителями ООО «Яндекс» значатся две международные компании:
- «Фонд общественных интересов» (с 25 марта 2020 года);
- МКПАО «Яндекс» (с 22 января 2024 года).
Обе организации зарегистрированы на территории особой экономической зоны в Калининграде. Учредителем фонда выступает МКПАО «Яндекс», состоящая в основном из топ-менеджеров компании. Руководит обеими юрлицами, как и ООО «Яндекс», Артем Савиновский.
До февраля 2024 года головной компанией «Яндекса» была нидерландская Yandex N.V., большая часть акций которой находилась в свободном обращении. 5 февраля 2024 года Yandex N.V. объявила о продаже бизнеса консорциуму частных инвесторов за 475 млрд рублей. После этого активы организации поделили между двумя юридическими лицами. За Yandex N.V. остались дата-центр в Финляндии и зарубежные стартапы: Nebius, Toloka, Avride и TripleTen. Остальные бизнесы, сервисы и активы перешли под контроль российской компании.
Основным владельцем головной организации «Яндекса» стал новый закрытый паевой инвестиционный фонд «Консорциум. Первый», который возглавили менеджеры компании. Помимо них, в составе пайщиков фигурируют еще четыре коммерческие структуры:
- Infinity Management Александра Чачавы, предпринимателя и основателя венчурного фонда Leta Capital. Ему принадлежат 25% ЗПИФа;
- IT.Elaboration Павла Прасса, гендиректора одного из крупнейших специализированных депозитариев «Инфинитум», который управляет коллективными инвестициями. Доля владения составляет 15%;
- «Меридиан-сервис» Александра Рязанова, многопрофильного инвестора и предпринимателя. Доля в ЗПИФе — 10%.;
- закрытый паевой инвестиционный фонд «Аргонавт» — структура «Лукойла» с долей владения 15%.
Еще 3,7% МКПАО «Яндекс» продали ООО «Яндекс. Технологии». Ни у одного из пайщиков нет контрольного пакета ценных бумаг. В свободном обращении осталось лишь 15,3% акций IT-компании.
Основатель «Яндекса» Аркадий Волож занимал пост гендиректора головной структуры организации до 3 июня 2022 года. Второй основатель компании Илья Сегалович умер в 2013 году из-за онкологии.
Сервисы компании «Яндекс»
«Яндекс» развивает несколько передовых сервисов, которые уже прочно вошли в повседневную жизнь большинства россиян. Их перечень со временем расширяется. Перечислим самые известные.
«Яндекс Браузер»
В 2012 году компания запустила собственный интернет-браузер — «Яндекс Браузер», последние версии которого содержат встроенную нейросеть. Она позволяет писать и редактировать тексты, переводить, озвучивать и пересказывать видео и даже генерировать изображения без подключения отдельных сервисов.
Поиск текста в браузере происходит с учетом морфологии, что позволяет найти искомое по примерному запросу. 27 сентября 2021 года правительство РФ внесло «Яндекс Браузер» в список программ, обязательных для установки на компьютерах и ноутбуках перед продажей на территории России.
Погода
Собственную технологию прогноза погоды «Метеум» компания разработала в ноябре 2015 года. Уже через год в «Яндекс Погоде» появилась карта осадков, работающая на основе данных метеорадаров. В 2018 году для прогноза стали использовать снимки со спутников, а еще через два года к сервису подключили нейронные сети. В 2023 году в «Яндекс Погоде» появился отдельный прогноз для автомобилистов «На дороге». Он показывает уровень пробок, силу ветра, видимость, осадки и состояние полотна. В настоящее время сервис прогнозирует погоду с точностью до дома благодаря применению технологий машинного обучения.
Карты
В 2004 году компания запустила поисково-картографический сервис «Яндекс Карты», в рамках которого через два года был создан сервис для информирования о пробках, а в 2014 году — система поиска маршрутов общественного транспорта.
Маркет
В 2020 году Сбербанк и «Яндекс» завершили раздел активов. В результате банк получил сервис «Яндекс Деньги» и переименовал его в «ЮMoney», а IT-компания вернула себе маркетплейс «Яндекс Маркет», частью акций которого ранее владел Сбербанк. Пользователи платформы могут просматривать и покупать товары из разных категорий, сравнивать их характеристики и цены, читать и оставлять отзывы. Сервис берет на себя хранение товаров, обработку и доставку заказов и общение с покупателями. Приложение доступно для iOS и Android.
Такси
Веб-сервис и мобильное приложение для вызова такси «Яндекс Такси» начали работать в 2011 году. В 2020 году компания объединила службы такси, заказа еды и доставки в единое приложение «Яндекс Go». В нем пользователь может вызвать такси или грузовую машину, воспользоваться услугой каршеринга, арендовать самокат (кикшеринг), заказать еду из ресторана или вызвать курьера для доставки.
Музыка
Стриминговый сервис «Яндекс Музыка» запустили в 2010 году. Он включает персональные рекомендации, музыкальные подборки под любое настроение или конкретную жизненную ситуацию и подкасты на разные темы. Также здесь можно сохранять любимую музыку для офлайн-прослушивания, составлять собственные плейлисты, смотреть клипы, читать тексты песен. Для создания персональных рекомендаций сервис использует искусственные нейронные сети.
«Кинопоиск»
В 2013 году «Яндекс» приобрел портал «Кинопоиск», на базе которого с 2018 года действует стриминговый онлайн-кинотеатр.
Другие сервисы компании
Это далеко не полный перечень сервисов, разработанных IT-специалистами «Яндекса» или купленных компанией у конкурентов. Перечислим другие известные продукты:
- хранилище «Яндекс Диск»;
- облачная платформа Yandex Cloud;
- сервис доставки «Яндекс Еда»;
- сервис каршеринга «Яндекс Драйв»;
- виртуальный голосовой помощник «Алиса»;
- единая подписка для платных сервисов «Яндекс Плюс»;
- сервис доставки продуктов питания и хозяйственных товаров «Яндекс Лавка»;
- платежный сервис Yandex Pay («Яндекс Пей»);
- образовательный проект для школьников «Яндекс Лицей»;
- автономные роботы-доставщики «Яндекс Ровер»;
- сервис бесконтактной заправки «Яндекс Заправки»;
- сервис по созданию онлайн-чатов «Яндекс Диалоги»;
- библиотека электронных книг «Яндекс Книги»;
- нейросеть YaGPT.
Кому принадлежит «Дзен»
В 2015 году «Яндекс» запустил социальную сеть «Дзен» и агрегатор новостей, но в 2022 году решил продать эти активы группе VK. В рамках сделки компания сменила адрес своей главной страницы с yandex.ru на ya.ru, а с прежним адресом продолжил работать редирект на dzen.ru. Взамен VK отдал «Яндексу» сервис доставки готовой еды и продуктов питания Delivery Club, который после ребрендинга получил название «Деливери». Он работает на единой платформе с «Яндекс Едой».
Ключевые финансовые показатели и достижения компании «Яндекс»
По данным портала «Чекко», 2023 год ООО «Яндекс» завершило с убытком 58,5 млрд рублей, тогда как годом ранее компания получила чистую прибыль в размере 50,3 млрд рублей. Выручка при этом за год выросла на 40% и достигла 422 млрд рублей. Капитализация компании на начало марта 2024 года составила около 6,8 млрд долларов США.
В 2024 году «Яндекс» начал выплачивать дивиденды, впервые распределив 80 рублей на акцию по итогам первого полугодия.
В настоящее время «Яндекс» — единственная поисковая система в мире, которая на равных конкурирует с мировым монополистом — американской компанией Google. По данным аналитической системы «Яндекс Радар», в феврале 2024 года доля «Яндекса» на поисковом рынке России составляла 64% против 35% у Google. Кроме России, региональные версии системы работают в Турции, Белоруссии и Казахстане.
В зарубежных странах «Яндекс» развивает свои сервисы под брендом Yango.
Акции и дивиденды «Яндекса»
По мнению независимого финансового советника Ивана Капустянского, «Яндекс» — одна из лучших долгосрочных инвестиционных возможностей в IT-секторе на российском рынке. Финансовые показатели компании, включая выручку, операционную и чистую прибыль, демонстрируют стабильный рост. К тому же она поддерживает комфортный уровень долговой нагрузки. По таким показателям, как EV/EBITDA, P/S и P/BV, акции «Яндекса» оцениваются ниже их среднеисторических уровней, что открывает перспективы для повышения их стоимости в ближайшие годы.
Компания остается ключевым игроком на российском рынке IT и укрепила свои позиции после ухода иностранных конкурентов. В 2024 году «Яндекс» начал выплачивать дивиденды, впервые распределив 80 рублей на акцию по итогам первого полугодия.
«Текущее ограничение для роста акций — жесткая монетарная политика Банка России. Повышение ключевой ставки стимулирует инвесторов выбирать более консервативные инструменты, такие как облигации, которые предлагают прогнозируемую доходность. Акции “Яндекса”, безусловно, стоит удерживать в долгосрочном инвестиционном портфеле, поскольку они обладают высоким потенциалом роста», — считает эксперт.
20 сентября 2024 года акции «Яндекса» были включены в расчет таких индексов, как MOEX Russia Index, RTS Index и Blue Chip Index. В индексе Московской биржи доля акций компании превышает 4%, занимая пятое место по объему среди всех участников индекса. По мнению Ивана Капустянского, этот факт будет поддерживать дополнительный спрос на бумаги за счет притока в фонды, которые ориентированы на вложения в индекс Мосбиржи.
Эффект может стать особенно заметным, когда Центральный банк России начнет снижать ключевую процентную ставку, так как россияне начнут искать более доходные инструменты для инвестиций, покупая в том числе акции отдельно и через фонды.
«Сильные финансовые и операционные результаты “Яндекса” делают акции компании привлекательными для долгосрочных инвестиций. Они обладают потенциалом для значительного роста и могут обеспечить инвесторам высокую доходность на длительном временном горизонте», — резюмировал эксперт.
Что будет с акциями «Яндекса» в 2024 году: прогноз эксперта
По мнению Ивана Капустянского, устойчивый рост акций «Яндекса» в значительной мере будет зависеть от дальнейшей монетарной политики Центрального банка РФ.
«До конца 2024 года маловероятно, что ключевая процентная ставка будет снижена, поэтому рынок акций, в том числе акций “Яндекса”, останется под давлением из-за ужесточения монетарной политики. Первое снижение ключевой ставки может произойти только в 2025 году, но это зависит от динамики инфляции. Если сформируется устойчивый тренд на ее снижение, Центральный банк, вероятно, начнет смягчать свою политику и понижать ставку», — считает эксперт.
Иван Капустянский добавил, что рынки чувствительно реагируют на изменение монетарной политики. Если условия для уменьшения ставки начнут складываться, акции «Яндекса» и рынок в целом могут начать рост еще до фактического ее понижения, так как инвесторы будут закладывать ожидание смягчения политики в свои стратегии.
Эксперт назвал ряд факторов, которые могут негативно сказаться на доходности акций «Яндекса».
1. Регуляторные риски. Компания работает в IT-секторе, который находится под строгим регулированием в России. Изменения законодательства, касающиеся цифровой экономики, защиты данных или монополий, могут негативно повлиять на бизнес-модель и прибыльность «Яндекса».
2. Монетарная политика. Продолжительная высокая ключевая ставка может стать серьезным препятствием для роста акций компании. В таких условиях облигации становятся более привлекательными по сравнению с акциями, что может ограничить интерес инвесторов к рисковым активам.
3. Конкуренция и инновационные риски. В условиях стремительно развивающихся технологий, особенно искусственного интеллекта, «Яндекс» может столкнуться с жесткой конкуренцией. Если компания не сможет удержать свои лидирующие позиции в ключевых сегментах или внедрять новые технологии, это может повлиять на ее доходность.
4. Экономическая нестабильность. Замедление экономического роста в России может привести к снижению потребительского спроса на цифровые услуги, что отразится на доходах компании.
Что нужно запомнить о компании «Яндекс»
Подведем итоги материала и обозначим самое главное о работе компании «Яндекс».
1. Это IT-корпорация международного уровня, внедряющая в повседневную жизнь людей различные сервисы, удовлетворяющие их потребности — от прогноза погода до музыки и доставки еды. Главный соперник «Яндекса» — мировой поисковик Google.
2. История компании началась в середине 1990-х годов. Ее основали Аркадий Волож, который в то время был владельцем и руководителем компьютерной фирмы CompTek, и программист Илья Сегалович.
3. Компания «Яндекс» была зарегистрирована в сентябре 2000 года в Москве. В 2002 году она вышла на самоокупаемость за счет рекламы, а в 2007 году в Нидерландах была зарегистрирована Yandex N.V., которая стала головной для ООО «Яндекс». IPO провели 23 мая 2011 года.
4. В 2024 году Яндекс сменил нидерландскую «прописку» и перешел под российскую юрисдикцию. Теперь основной учредитель компании — МКПАО «Яндекс», которым владеет новый закрытый паевой инвестиционный фонд «Консорциум. Первый». Помимо топ-менеджеров компании, в состав пайщиков последнего входят четыре крупных российских бизнесмена.
5. 2023 год ООО «Яндекс» завершило с убытком 58,5 млрд рублей, тогда как годом ранее компания получила чистую прибыль в размере 50,3 млрд рублей. Выручка при этом за год выросла на 40% и достигла 422 млрд рублей.
6. В 2024 году «Яндекс» начал выплачивать дивиденды, впервые распределив 80 рублей на акцию по итогам первого полугодия.
7. По мнению независимого финансового советника Ивана Капустянского, акции «Яндекса» стоит удерживать в долгосрочном инвестиционном портфеле, поскольку они обладают высоким потенциалом роста.
Список источников
1. Раздел «ООО “Яндекс”» в сервисе проверки контрагентов «Чекко».
2. Раздел «Международная компания публичное акционерное общество “ЯНДЕКС”» на официальном сайте Банка России.
3. Владислав Дорофеев «Яндекс Воложа. История создания компании мечты». 2013.
Автор: Оксана Артемова
Эксперт: Иван Капустянский, независимый финансовый советник