Геймификация: как игры меняют бизнес

Перенос рутинных задач в интерактивный формат, использование игровых элементов и механик в неигровых контекстах — этот тренд не так давно начали внедрять в бизнес, маркетинг и образование. В статье мы вместе с экспертом рассмотрим основные принципы геймификации, ее преимущества и недостатки, а также примеры успешного применения этой технологий в различных областях.

9 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое геймификация простыми словами
  2. 2.
    Виды геймификации
  3. 3.
    Принципы геймификации
  4. 4.
    В каких сферах используют геймификацию
  5. 5.
    Плюсы и минусы геймификации
  1. 6.
    Типичные ошибки при внедрении геймификации и их решения
  2. 7.
    Советы и рекомендации эксперта по внедрению геймификации
  3. 8.
    Что нужно запомнить о геймификации
  4. 9.
    Список источников
Развернуть
1

Что такое геймификация простыми словами

Это использование игровых элементов и механизмов в неигровых контекстах для достижения определенных целей. Геймификация может включать в себя создание уровней, начисление баллов, получение достижений. Ее цель — сделать процесс обучения или работы более интересным и мотивирующим.

Зачем используют геймификацию: задачи игрофикации

Эти элементы и сценарии используются в разных сферах. «Геймификация — это применение игровых механик на сайтах, в социальных сетях или на офлайн-мероприятиях», — пояснил Сергей Шевелев, ведущий бренд-менеджер DIGMA PRO / DIGMA / ОКЛИК. Далее в рамках нашей статьи именно эти сферы мы и будем рассматривать в качестве основных.

Выделим, какие задачи ставит геймификация:

  • повышение мотивации участников процессов (клиентов, сотрудников, учащихся);
  • стимулирование выполнения бизнес-задач: сотрудники получают дополнительные стимулы — вознаграждения и признание;
  • развитие профессиональных навыков через обучение и тренировки в игровой форме;
  • улучшение качества обучения;
  • повышение вовлеченности и лояльности клиентов: стимулируется их участие в акциях и программах лояльности;
  • сбор обратной связи: помогает улучшать продукты и услуги.

В итоге геймификация позволяет не только повысить вовлеченность и мотивацию, но и достичь конкретных целей, будь то увеличение продаж, рост лояльности клиентов, повышение производительности или обучение новым навыкам.

2

Виды геймификации

Сложилось несколько подходов к классификации направлений применения игровых сценариев и механик. Виды геймификации представлены в таблице ниже.

Вид
Описание
Внутренняя 
Используется внутри организаций для повышения мотивации и вовлеченности сотрудников. Это системы вознаграждений, конкурсы и игровые элементы в обучении и развитии персонала
Внешняя 
Направлена на взаимодействие с клиентами и пользователями. Это программы лояльности, акции и конкурсы, а также игровые элементы на веб-сайтах и в мобильных приложениях
Образовательная 
Применяется в образовательных учреждениях для повышения интереса и мотивации учеников. Это игры, интерактивные задания и системы вознаграждений за достижения
Социальная 
Используется для стимулирования взаимодействия и сотрудничества. Это социальные сети, форумы и платформы для совместной работы, где пользователи могут получать вознаграждения за активное участие и помощь другим
Маркетинговая 
Применяется для привлечения и удержания клиентов. Это игровые элементы в рекламных кампаниях, викторины и конкурсы, а также системы вознаграждений за участие в маркетинговых акциях

Выбор вида геймификации зависит от конкретных целей и задач, которые вы хотите решить, а правильное сочетание разных ее элементов позволит создать действительно эффективные и увлекательные решения.

3

Принципы геймификации

Они основаны на понимании человеческой психологии и поведения. Перечислим основные принципы.

1. Цели и прогресс

Создание и поддержка системы, которая помогает пользователям ставить перед собой цели и отслеживать их достижение. Определяются четкие границы задач и отслеживается прогресс пользователей.

2. Мотивация сотрудников или учеников

Использование игровых элементов для повышения мотивации и вовлеченности сотрудников или учеников. Создаются условия, побуждающие пользователей к активному участию и достижению поставленных целей.

3. Использование обратной связи

Предоставление пользователям информации об их действиях и достижениях в реальном времени. Они видят результаты своих усилий и могут корректировать свое поведение для улучшения показателей.

4. Создание вызовов и конкуренции

Стимулирование пользователей к достижению целей и улучшению своих навыков через соревновательные элементы. Создается динамичный и увлекательный опыт, повышающий мотивацию и вовлеченность.

5. Применение вознаграждений и признаний

Предоставление различных форм поощрений — материальных и нематериальных.

Вместе с тем отметим, что принципы геймификации должны применяться правильно, с учетом общего контекста и специфики аудитории.

4

В каких сферах используют геймификацию

Этот процесс уже стал неотъемлемой частью многих сторон жизни. Он помогает решать разные задачи и достигать цели. В этом разделе мы рассмотрим успешные примеры использования геймификации.

1. В образовании

В современном мире важно, чтобы обучение было интерактивным и привлекательным для детей. Геймификация предлагает множество инструментов и методов, которые помогут преподавателям создать увлекательные и эффективные учебные программы, учитывающие особенности современного поколения.

Пример геймификации

Minecraft Education Edition. Обучающая платформа на базе известной игры Minecraft. В ее основе — создание и исследование виртуальных миров. Платформа может использоваться для изучения различных предметов — математики, истории, географии, программирования и т. д.

2. В бизнесе

Геймификация используется в этой сфере для увеличения вовлеченности клиентов и сотрудников, увеличения продаж, обучения персонала, а также для повышения эффективности повседневной деятельности.

Пример геймификации

Сбер. Лаборатория геймификации (SBER Gamification Lab) разработала игровое приложение «Программрек» для ускоренного найма junior и middle разработчиков IT-подразделений. Интерактивный квиз в мини-вселенной включает в себя три аватара и 15 вопросов в пяти уровнях. Соискатели, сдавшие тест успешно, сразу получают приглашение на видео-интервью.

Использование приложения позволило сократить сроки найма разработчиков, исключить субъектность из этого процесса и повысить узнаваемость Сбера как работодателя в IT-сегменте.

3. В маркетинге

Геймификация в маркетинге позволяет создать нестандартные и эффективные кампании, которые привлекают внимание целевой аудитории, увеличивают вовлеченность и повышают лояльность к бренду.

Пример геймификации

Альфа-Банк. Клиентам предлагается несложная игра «Пэт-кафе» в онлайн-приложениях — мобильном и для ПК. Посетители могут ежедневно выбирать одного зверька и кликать по нему, чтобы перевернуть и посмотреть, есть ли под ним приз. После совершенных покупок по картам Альфа-Банка пользователи получают доступ в комнаты с редкими зверьками и ценными подарками. В списке — смартфон, смарт-часы, игрушки и новые зверьки.

4. В информационной безопасности

Традиционные методы обучения и информирования о киберугрозах порой оказываются малоэффективными. Геймификация предлагает новый подход к решению этой проблемы, превращая обучение в увлекательную и познавательную игру.

Пример геймификации

CyberCIEGE. Инновационная видеоигра и инструмент для обучения основам компьютерной и сетевой безопасности. Игроки приобретают и настраивают рабочие станции, серверы, операционные системы, приложения и сетевые устройства. Они вынуждены идти на компромиссы, пытаясь сохранить баланс между бюджетом, производительностью и безопасностью. Игра включает в себя настраиваемые брандмауэры, VPN, средства шифрования и механизмы контроля доступа, а также компоненты управления идентификацией — биометрические сканеры и серверы аутентификации. К типам атак относятся действия коррумпированных инсайдеров, использование бэкдоров, воздействия троянских программ и вирусов, отказы в обслуживании и взломы систем.

5. В социальных сетях

Превращая взаимодействие в соцсетях в увлекательную игру, можно побудить пользователей активнее участвовать в жизни бренда и делиться своим опытом с другими.

Пример геймификации

Digma. Эксперт Сергей Шевелев рассказал: «У Digma был собственный большой кейс в официальной группе VK. Геймификация была разработана на основе чат-бота в нашем сообществе по мотивам популярной компьютерной игры. Пользователям нужно было собирать устройства Digma для того, чтобы создать некий ретранслятор, который давал возможность участвовать в масштабном розыгрыше призов. В процессе геймификации мы собрали более 50 тысяч комментариев под постами официального паблика. Также значительно повысился показатель вовлеченности ERR (более 14%). Практика показала, что людям нравится играть, и участвуют они в подобных проектах с большим удовольствием. Программа длилась около 20 дней, и за этот период мы добились внушительных охватов под постами».

Мир становится все более интерактивным и игровым. Будьте в курсе этой тенденции и используйте ее в своей сфере деятельности.

5

Плюсы и минусы геймификации

Прежде чем внедрять геймификацию, нужно понимать, какие выгоды она может принести и с какими потенциальными проблемами можно столкнуться. Перечислим преимущества и недостатки этой технологии.

Плюсы:

  • увеличение мотивации и интереса к заданию или процессу;
  • рост производительности и эффективности;
  • возможность обучения новым навыкам;
  • улучшение качества обслуживания клиентов;
  • создание позитивного опыта и удовольствия от выполнения задач.

Минусы:

  • возможна перегрузка пользователей игровыми элементами;
  • некоторые люди не воспримут геймификацию серьезно;
  • есть риск снижения мотивации при отсутствии реальных вознаграждений;
  • необходимо тщательное планирование геймификации. Могут потребоваться значительные ресурсы.

Несмотря на некоторые недостатки, геймификация предлагает хорошие возможности для улучшения бизнес-процессов и образовательных практик.

6

Типичные ошибки при внедрении геймификации и их решения

При внедрении игровых элементов и механик в бизнес-процессы инициаторы часто допускают ошибки, которые в конечном итоге снижают эффективность геймификации. Приведем их краткий перечень:

  • недостаточное понимание аудитории: игровые элементы и механики не соответствуют интересам и потребностям пользователей;
  • использование сложных элементов;
  • отсутствие четких целей и прогресса: пользователи не понимают своих задач и не знают, как отследить достижения;
  • недостаток обратной связи: люди не получают своевременной и конструктивной информации о своих действиях;
  • игнорирование мотивационных факторов: игровые элементы не учитывают внутренние и внешние мотивы действий пользователей;
  • перегрузка пользователей игровыми элементами: может вызвать усталость и снижение интереса;
  • отсутствие реальных вознаграждений;
  • неправильное использование конкуренции: чрезмерное соперничество может вызвать стресс и негативные эмоции у пользователей.

Избежать подобных ситуаций помогут тщательно продуманные сценарии и системы мотивации в разрабатываемых кейсах. Перечислим этим меры.

1. Проведение исследований и опросов для понимания предпочтений и мотиваций пользователей. Адаптация игровых элементов под конкретную аудиторию.

2. Создание простых и интуитивно понятных игровых элементов. Постепенное введение более сложных механик по мере привыкания пользователей.

3. Выбор ясных и достижимых целей. Использование визуальных индикаторов прогресса, таких как шкала, значки и уровни.

4. Внедрение системы немедленной обратной связи, которая информирует пользователей об их достижениях и ошибках.

5. Анализ мотивационных факторов и их интеграция в игровую систему. Предоставление как внутренних (удовольствие от процесса), так и внешних (награды, признание) стимулов.

6. Балансировка количества игровых элементов. Фокус на качестве, а не на количестве.

7. Предоставление реальных и значимых вознаграждений, которые соответствуют усилиям пользователей. Использование как материальных, так и нематериальных призов.

8. Создание здоровой конкуренции, которая стимулирует развитие и сотрудничество. Использование кооперативных элементов и командных задач.

Избегая типичных ошибок, вы сможете сделать геймификацию действительно эффективным инструментом, который позволит достичь ваших целей и создать по-настоящему увлекательный и мотивирующий опыт для своей аудитории.

7

Советы и рекомендации эксперта по внедрению геймификации

В продолжение обсуждения разных сторон применения геймификации Сергей Шевелев обратил внимание еще на несколько важных аспектов.

«Геймификацию можно использовать для привлечения дополнительного трафика под конкретные задачи. Например, чтобы увеличить проходимость на стенде, повысить вовлеченность пользователей на сайте или в социальных сетях. Задачи бывают разными, но цель одна — создать интересный проект с максимальным количеством касаний с брендом или продуктом на протяжении всего процесса», — отметил эксперт.

Также специалист подчеркнул, что при внедрении игровых механик необходимо следить за безопасностью и сохранностью данных пользователей.

«Геймификация часто включает в себя персонализированные задачи, вознаграждения и прогрессы. Это требует сбора и анализа значительных объемов данных о пользователях. Недостаточная защита этой информации может привести к серьезным последствиям, включая утечку персональных данных. В конечном итоге это негативно скажется как на репутации компании-разработчика, так и на благополучии людей. В связи с этим организациям необходимо строго следовать нормативным требованиям по защите персональных данных, а пользователям — взвешенно и обдуманно подходить к внесению сведений о себе в различные интернет-проекты», — подчеркнул Сергей Шевелев.

8

Что нужно запомнить о геймификации

Это мощный инструмент, который может трансформировать бизнес. Важно использовать его с умом. Приводим краткий перечень ключевых моментов, которые помогут создать эфективные геймифицированные решения и избежать ошибок.

1. Геймификация — это использование игровых элементов и механик в неигровых контекстах для достижения определенных целей.

2. Инструмент может использоваться для решения различных задач, таких как:

  • обучение новым навыкам;
  • повышение производительности на работе;
  • привлечение новых клиентов или удержание старых.

3. Принципы геймификации включают в себя ясные цели и пути их достижения, мотивацию участников выполнять задания.

4. Инструмент используется в различных областях, включая образование, бизнес и маркетинг.

5. Как и любой инструмент, геймификация имеет свои плюсы и минусы.

6. При внедрении этого процесса могут возникнуть определенные проблемы, поэтому необходимо тщательно выбирать инструменты и создавать ясную структуру игровых сценариев и элементов.

7. Необходимо учитывать культурные различия и предпочтения пользователей при разработке геймификации.

8. При внедрении инструмента необходимо обезопасить данные пользователей.

Геймификация — это не просто тренд, это эволюция. Она меняет способ, которым мы взаимодействуем с информацией и миром вокруг нас. Используйте эти знания, экспериментируйте, создавайте новые решения, и вы станете частью этого процесса.

9

Список источников

1. Программа Minecraft Education на сайте образовательной платформы.

2. Интерактивное приложение «Программрек» для СберСтарт, сайт SBER Gamification Lab.

3. Игра «Пэт-кафе» на сайте Альфа-Банка.

4. CyberCIEGE. Center for Cybersecurity and Cyber Operations, Naval Postgraduate School, USA.

5. Сохарева Е. С. Статья «Геймификация: инструмент нематериального стимулирования поколения Y» в журнале «Молодой ученый», 2021 год.

Автор: Николай Силкин

Эксперт: Сергей Шевелев, ведущий бренд-менеджер DIGMA PRO / DIGMA / ОКЛИК