Франшиза: путь к успеху для начинающих предпринимателей

Это не просто бизнес-модель, а возможность для начинающих коммерсантов стартовать с уже проверенной концепцией и популярным брендом. Этот способ ведения дела становится все более популярным, ведь он предлагает готовые решения и поддержку для тех, кто хочет начать заниматься предпринимательством. Речь идет о франшизе. Подробнее в материале — что это такое, каких форм и видов она бывает.

11 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    ❓ Что такое франшиза простыми словами
  2. 2.
    Основные участники франшизы
  3. 3.
    Виды франшиз с примерами
  4. 4.
    Основные принципы работы франшизы
  5. 5.
    Из чего состоит франшиза
  1. 6.
    Как оплачивается франшиза
  2. 7.
    Преимущества и недостатки франшизы для франчайзи
  3. 8.
    Плюсы и минусы франшизы для франчайзера
  4. 9.
    ✅ Как купить, открыть и развивать бизнес по франшизе
  5. 10.
    ✏️ Отзывы эксперта
  6. 11.
    ⚡ Что нужно запомнить о франшизе
Развернуть
1

❓ Что такое франшиза простыми словами

Любой предприниматель, бизнес которого состоялся, а бренд получил известность, может масштабировать свое дело через такой вид партнерства как франшиза.

«Франчайзинг — это вид отношений между сторонами, в рамках которых одна из них (правообладатель) передает другой (пользователю) возможность использовать свой бренд и поддержку взамен на определенные платежи. Франчайзинг относится к технологии организации бизнес-модели предприятия, которая ориентирована на рост продаж. Франчайзи покупает франшизу, а в дальнейшем уплачивает правообладателю роялти», — уточнил Юрий Ляндау, д. э. н., профессор, заведующий базовой кафедрой Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Этот вид партнерства включает не только право использовать бренд материнской компании, но и возможность получить доступ к обучению, маркетинговым материалам и другим ресурсам, которые помогают франчайзи успешно вести бизнес. Такой способ предпринимательства — привлекательная возможность для тех, кто не имеет опыта, но хочет начать свое дело.

Отметим, что законодательство России позволяет передавать права на комплекс исключительных прав, в том числе на марку, товарный знак, ноу-хау и другие объекты от правообладателя пользователю. Однако называют эту сделку не франшизой, а коммерческой концессией (1).

2

Основные участники франшизы

В систему франчайзинга включены несколько участников. Каждый из них играет важную роль.

1. Франчайзер — владелец бренда и бизнес-модели, который предоставляет франшизу.

2. Франчайзи — предприниматель, получивший право работать под торговой маркой франчайзера.

3. Поставщики — компании, которые отгружают товары и услуги, необходимые для ведения бизнеса.

4. Клиенты — конечные потребители, которые покупают товары или услуги.

3

Виды франшиз с примерами

Эту систему можно классифицировать по различным критериям. Рассмотрим ее основные виды.

Торговая

Это наиболее распространенный вид франшизы. Пользователь получает право на торговлю под брендом франчайзера. Примером может служить сеть магазинов Fix Price.

Франшиза услуг

В этом случае франчайзи предоставляет услуги под брендом правообладателя. Так, к примеру, работают салоны красоты, в которых франчайзи предлагают парикмахерские и другие уходовые услуги.

Производственная

Здесь франчайзи получает право создавать товары по лицензии франчайзера. Например, франшиза по производству мороженого, когда компания используют рецепты и технологии правообладателя.

4

Основные принципы работы франшизы

Известно несколько схем работы компаний по франшизе. Франчайзер может поставлять товары другой стороне, самостоятельно определяя объемы и цены. Другая система работы предусматривает обязанности пользователя ежегодно закупать установленный объем товаров.

Франшиза работает на основе нескольких ключевых принципов, которые обеспечивают ее успешную работу. Рассмотрим их подробнее.

1. Стандартизация. Она позволяет франчайзеру контролировать качество услуг и работ. Одна из обязанностей пользователя франшизы — следование единым стандартам, установленным франчайзером.

2. Поддержка. В обязанности правообладателя входит обучение партнера и его поддержка на всех этапах ведения бизнеса.

3. Маркетинг. Франчайзи обязаны участвовать в совместных рекламных акциях и задействовать маркетинговые материалы франчайзера.

4. Контроль качества. Франчайзер может проверять, как пользователь соблюдает стандарты качества.

5

Из чего состоит франшиза

Франшиза — это система, которая включает несколько составляющих. Продуманное сочетание компонентов обеспечивает успешное функционирование бизнеса. Рассмотрим подробнее, из чего состоит такой вид партнерства.

Бренд

Под брендом принято понимать устоявшееся общественное мнение о компании. Сюда входит имя фирмы, логотип и репутация. Это ценный актив, который франчайзи используют для привлечения клиентов и ведения бизнеса.

Бизнес-модель

Модель бизнес-процессов может включать:

  • алгоритмы деятельности компании;
  • каналы взаимодействия с клиентами;
  • стратегии работы;
  • стандарты ведения бизнеса и создания ценностного предложения;
  • технологии производства или продаж.

Эти компоненты бизнес-модели франчайзи должен использовать в предпринимательской деятельности. Более того, отклонения от них не допустимы. В противном случае франчайзи рискует не только нарушить условия контракта, но и нанести ущерб репутации материнской компании.

Операционные процедуры

Это инструкции и стандарты, которые помогают франчайзи вести бизнес эффективно и качественно.

Обучение и поддержка

Правообладатель предоставляет франчайзи обучение, чтобы тот мог успешно управлять бизнесом.

Маркетинговые материалы

Франчайзи получает доступ к рекламным материалам и стратегиям, которые помогают продвигать бизнес.

6

Как оплачивается франшиза

Работа по франшизе предусматривает следующие виды взносов и платежей.

Паушальный взнос

Это единовременная плата, которую пользователь должен предоставить за право работать под именем бренда и по бизнес-модели франчайзера. Некоторые договоры коммерческой концессии не предусматривают выплаты паушального взноса.

Роялти

Это регулярные платежи, которые франчайзи отдает правообладателю.

«Размер роялти определяется по-разному: это может быть доля от прибыли, но зачастую франчайзер устанавливает определенный процент от выручки. Чтобы понимать, есть ли смысл покупать франшизу или лучше запускать бизнес под своим брендом, необходимо знать возможности и ограничения такой модели для обеих сторон франчайзинга», — уточнил Юрий Ляндау.

Рекламные взносы

Франчайзи также могут обязать выплачивать взносы на маркетинг и рекламу, которые идут на общие нужды франчайзера.

Другие виды платежей

Некоторые договоры устанавливают дополнительные платежи за обучение, поддержку или специальные услуги.

7

Преимущества и недостатки франшизы для франчайзи

Бизнес по модели франшизы стабильно растет. Только за 11 месяцев 2023 года количество заявок на такой вид партнерства выросло почти на 58% (2).

Несмотря на увеличение популярности, франшиза имеет свои плюсы и минусы для франчайзи.

Минусы 
Плюсы
Значительные финансовые вложения и систематические отчисления платы материнской компании
Использование детализированной и проверенной системы работы бизнеса
Возможность конфликтов с франчайзером
Снижение рисков, связанных с началом бизнеса 
Безоговорочный контроль со стороны материнской фирмы
Привлечение лояльных по отношению к бренду покупателей
Жесткие условия к торговым точкам, включая месторасположения и требования к коммуникациям
Обучение и поддержка на всем протяжении деятельности предприятия
Условие о наличии денег на момент открытия магазина, собственных или заемных
Снижение затрат на рекламу
8

Плюсы и минусы франшизы для франчайзера

По мнению Юрия Ляндау, для компании продажа франшизы — это увеличение денежных потоков за счет отчислений роялти пользователем, узнаваемость бренда, расширение бизнеса.

«Франчайзер может увеличивать доход, обязав франчайзи покупать определенные ресурсы только у него. С другой стороны, есть риск того, что франчайзи не будет следовать правилам работы, что может сказаться на репутации компании. Возможна потеря качества, которая уменьшит численность клиентов и снизит лояльность к бренду. Также не исключена ситуация, когда франчайзи, узнав тонкости бизнес-модели, впоследствии станет тиражировать ее под другим брендом. Поэтому франчайзер должен учитывать такие риски и продумывать, как их минимизировать», — отметил Юрий Ляндау.

Перечислим, с какими еще плюсами и минусами может столкнуться собственник компании, который предоставляет другим право работать под своим брендом.

Минусы Плюсы
Сложности контроля качества работы Расширение бизнеса в других регионах без больших затрат
Трудности с поиском надежного партнераВозможность разделить риски развития компании с партнером, который хорошо понимает особенности местного рынка
Возможность присвоения технологии бизнеса партнером
Получение стабильного дохода
Риск испортить репутацию бренда
Увеличение узнаваемости бренда
9

✅ Как купить, открыть и развивать бизнес по франшизе

Для успешного запуска бизнеса по франшизе необходимо совершить следующие действия.

1. Изучите рынок

Проведите исследование, чтобы понять, какие компании наиболее популярны и подходят для вашего региона.

2. Выберите франшизу

Определитесь с франшизой, которая соответствует вашим интересам и финансовым возможностям.

3. Подпишите договор

Внимательно изучите условия франшизы. Убедитесь, что все положения договора ясны и одинаково поняты сторонами. Подпишите документ с франчайзером.

4. Пройдите обучение

Пройдите обучение, организуемое франчайзером. Это поможет полнее вникнуть во все аспекты ведения бизнеса.

5. Запустите бизнес

Открывая свой бизнес, следуйте всем стандартам и рекомендациям франчайзера.

6. Развивайте бизнес

Систематически работайте над привлечением клиентов и улучшением качества услуг или товаров.

10

✏️ Отзывы эксперта

Юрий Ляндау перечислил возможности, которые дает покупка франшизы предпринимателям.

«Во-первых, это наличие готовой бизнес-модели. Значит, франчайзи не придется разрабатывать свою. Во-вторых, перспектива привлечения клиентов за счет популярности бренда и его узнаваемости на рынке. Немаловажное значение имеет и поддержка со стороны франчайзера, который заинтересован в развитии бизнеса», — отметил эксперт.

Юрий Ляндау предупредил и о возможных рисках. "Покупка франшизы может оказаться приобретением кота в мешке. Нельзя исключить, что франчайзи столкнется с изначально ошибочной бизнес-моделью. Неверным может оказаться и расчет финансовой модели. В итоге с учетом роялти бизнес будет убыточным. Существует множество таких примеров в сфере общественного питания. Еще один риск заключается в появлении разногласий с правообладателем относительно стратегии развития.

Поэтому при покупке франшизы в первую очередь необходимо все тщательно рассчитать, составить грамотную финансовую модель, проанализировать возможные риски. Необходимо проверить, реально ли у правообладателя есть клиентская база, увеличивается ли она, либо же договор коммерческой концессии для франчайзера — всего лишь способ дополнительно заработать на сиюминутной продаже, и он заранее осознает, что никаких роялти такая бизнес-модель принести не может", — уточнил Юрий Ляндау.

11

⚡ Что нужно запомнить о франшизе

Франшиза — это мощный инструмент для начинающих предпринимателей, но он требует тщательного изучения и понимания.

1. Франшиза предоставляет возможность работать под известным брендом и отработанной на практике бизнес-модели.

2. Важно понимать все условия договора и принимаемые на себя обязательства.

3. Успех во многом зависит от соблюдения стандартов и качества услуг.

4. Необходимо активно участвовать в обучении и маркетинге.

5. Нужно оценить все плюсы и минусы работы по франшизе еще до ее покупки.

Список источников:

1. Статья 1027 «Договор коммерческой концессии» Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Статья «Обзор рынка франшиз в России. Итоги 2023 года» на сайте Businessmens.ru.

3. Статья 1028 «Форма и регистрация договора коммерческой концессии» Гражданского кодекса Российской Федерации.

Автор: Татьяна Гусева

Эксперт: Юрий Ляндау, д. э. н., профессор, заведующий базовой кафедрой Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ им. Г. В. Плеханова