Фрахт: об особенностях и стоимости перевозок

В условиях глобализации и интенсивного развития мировой торговли скорость и надежность доставки грузов приобретают решающее значение. Расскажем о плюсах и минусах разных видов фрахта, а также о факторах, влияющих на стоимость этой услуги.

8 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Происхождение термина «фрахт»
  2. 2.
    Что такое фрахт в грузоперевозках простыми словами
  3. 3.
    Особенности фрахтового договора
  4. 4.
    Из чего складывается стоимость фрахта
  5. 5.
    Плюсы и минусы разных видов фрахта
  1. 6.
    Мнение эксперта о фрахте
  2. 7.
    Главное о фрахте
  3. 8.
    Список источников
Развернуть
Оксана Артемова
Автор Финансы Mail
1

Происхождение термина «фрахт»

Слово «фрахт» имеет немецкое происхождение. Die Fracht дословно переводится как «груз» или «плата за провоз». Долгое время термин применялся исключительно в сфере морских перевозок, но постепенно, по мере развития транспортной системы и мировой торговли, его стали использовать также при доставке грузов воздушными и наземными средствами передвижения.

Авто, самолет или корабль, на котором везут товары или сырье, называется зафрахтованным. При этом словом «фрахт» могут обозначать как сам груз на борту, так и заключенный для этих целей договор перевозки.

2

Что такое фрахт в грузоперевозках простыми словами

Фрахтовый договор регулирует отношения, касающиеся аренды средств передвижения для перевозки какого-либо груза. Этот термин чаще всего встречается при использовании водного или воздушного транспорта. В авиации уху более привычно слово «чартер» — по сути это другое название фрахта.

«Как правило, выделяют рейсовый чартер или тайм-чартер в зависимости от срока аренды. Первый заключается при необходимости совершить односторонний (из точки А в точку Б) или круговой рейс (из точки А в точку Б и обратно). Также возможен расширенный рейсовый чартер, предполагающий совершение одного рейса несколько раз при перевозке, например, большого объема груза», — рассказала Александра Малькова, ассистент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления.

Тайм-чартер подразумевает аренду транспортного средства на определенное время, в течение которого фрахтовщик теряет право управлять работой транспортного средства, но обязан поддерживать его в мореходном состоянии (в случае морского фрахта).

«Классически тайм-чартер распространен при организации морских круизов или спортивных соревнований. Однако в России чаще прибегают к тайм-чартеру при проведении морских исследований, особенно в Арктическом регионе, разработке месторождений полезных ископаемых, а в области туризма — при организации рыбалок», — дополнила эксперт.

Участниками договора фрахтования становятся две стороны:

  • фрахтовщик — владелец транспортного средства;
  • фрахтователь — заказчик услуги перевозки (грузовладелец).

3

Особенности фрахтового договора

Главная особенность такого договора заключается в том, что на время перевозки груза фрахтователь получает исключительные права на распоряжение транспортным средством. Несмотря на юридическое владение техникой, фрахтовщик не может менять маршрут или сроки передвижения, а также брать на борт не заявленных изначально пассажиров или грузы без разрешения фрахтователя.

Договор фрахтования может заключаться в двух вариантах:

  • аренда части судна;
  • аренда всего транспортного средства.

В первом случае в договоре могут присутствовать несколько фрахтователей для максимального использования вместимости предоставляемого средства перемещения груза.

«При нежелании делиться полезными площадями фрахтователь может оплатить так называемый “мертвый фрахт” и арендовать также и пустую часть транспорта без необходимости заполнять ее грузом или пассажирами. Другими словами, при такой форме оплаты фрахтователь покупает права на “воздух”», — рассказала Александра Малькова.

4

Из чего складывается стоимость фрахта

Она зависит от разных факторов, таких как вид транспорта, объем груза, длительность маршрута перевозки и его безопасность, а также наличие дополнительных услуг и пошлин при пересечении границ и каналов.

В целом стоимость фрахта складывается из двух составляющих:

  • базовой ставки;
  • дополнительных затрат или надбавок.

«Каждый из слагаемых можно разделять на элементы. В первую очередь на конечную стоимость фрахта влияют особенности перевозимого груза, требующие особых условий или упаковки, а также цена стивидорных или погрузо-разгрузочных работ. Далее в стоимость включается длина маршрута и сезонные риски. Фактор сезонности особенно важен при водном сообщении с Азией. Также в базовую ставку закладывается наличие платных проливов, таможенных пошлин и областей опасных действий. Кроме того, фрахт включает особенности используемого транспорта и стоимость горюче-смазочных материалов (топлива и масла)», — дополнила Александра Малькова.

Базовая ставка

Речь идет об основной сумме затрат за оказываемую услугу, которые в большей степени влияют на конечную ее стоимость. Базовая ставка включает следующие факторы:

  • вид, вес и объем груза;
  • вид зафрахтованного транспорта;
  • стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
  • сезонность;
  • длина маршрута;
  • таможенные пошлины;
  • наличие дополнительных услуг;
  • стоимость топлива;
  • возможность форс-мажора;
  • повышенная опасность маршрута перевозки.

Надбавки

К дополнительным затратам или надбавкам относят несколько коэффициентов, обозначаемых латинскими аббревиатурами:

  • CAF — коэффициент, покрывающий колебания валюты на рынке;
  • BAF — сумма, которая компенсирует скачки стоимости топлива на рынке;
  • THC взимается при обработке товара в портовом терминале;
  • VAS берется за дополнительные услуги, которые оказывает владелец судна;
  • DOCS — дополнительная сумма, которую выплачивают за подготовку документов.

Конечная стоимость = базовая ставка + дополнительные доплаты.

5

Плюсы и минусы разных видов фрахта

Если раньше фрахтовые услуги оказывали в основном морские суда, то теперь это может быть и воздушный, и наземный транспорт. Каждый из способов перевозки груза имеет свои достоинства и недостатки. Расскажем о них подробнее.

Морской фрахт

Речь идет о транспортировке разных видов грузов с использованием морских судов. Такой фрахт бывает линейным, когда перевозки выполняются по стандартным маршрутам и строгому расписанию, а также трамповым. В последнем случае график движения судна и расписание его работы устанавливает заказчик услуги.

Перечислим в таблице основные плюсы и минусы морского фрахта.

Плюсы 
Минусы
Низкая стоимость 
Высокий риск повреждения или потери груза
Возможность перевозить грузы на большие расстояния
Зависимость от погоды 
Большая пропускная способность
Низкая скорость 
Вместительность 
Невозможность доставки от двери до двери

«Морские перевозки считаются самым рисковым видом фрахта, однако этот риск сглаживается меньшими ставками, гораздо большей грузоподъемностью и совместимостью грузов по сравнению с авиацией. Главная опасность, связанная с этим видом транспорта, — сейсмические и метеорологические условия», — отметила Александра Малькова.

Эксперт добавила, что этот риск сложно прогнозируем и управляем, поэтому фрахтователи стараются максимально оптимизировать свои расходы другими путями. Самый простой способ — строить маршруты через спокойные воды и выбирать благоприятный сезон. Все эти меры не только сократят стоимость фрахта, но и повысят безопасность перевозки.

Авиафрахт

Это перевозка грузов на самолетах. Поскольку этот способ отличается высокой скоростью, но дороговизной, чаще всего к нему прибегают, когда товар стоит много и доставить его нужно быстро.

Круговые чартерные рейсы в авиации могут быть двух видов.

1. Чартер с отстоем, когда одно воздушное судно используется для перевозки из точки А в точку Б и обратно через некоторое время. Такие рейсы открывают либо под частный заказ, либо в так называемые пиковые даты, когда спрос на полеты колоссален, а период поездки мал, например в Новый год.

2. Шаттл-чартеры, совершающие круговой полет без отстоя на аэродроме. Они особенно популярны в период высокого сезона. В таком случае фрахтователю приходится оплачивать два пустых полета — в начале сезона при завозе первого потока туристов и в конце сезона — за оставшимися туристами.

«В России в сфере пассажирских перевозок из чартеров наиболее популярны шаттл-чартеры из-за большого потока туристов в высокие сезоны по популярным направлениям», — добавила эксперт.

Перечислим в таблице основные плюсы и минусы авиафрахта.

Плюсы 
Минусы
Высокая скорость
Высокая стоимость 
Отсутствие географических ограничений
Ограниченная грузоподъемность
Безопасность
Запрет на перевозку некоторых видов грузов (жидких, сыпучих, взрывоопасных)

Автомобильный фрахт

Речь идет о доставке разных видов товаров на грузовом автотранспорте по автомагистралям.

Перечислим в таблице основные плюсы и минусы автомобильного фрахта.

Плюсы 
Минусы
Возможность доставки в отдаленные населенные пункты 
Небольшие расстояния 
Гибкость построения маршрута 
Небольшие партии груза 
Разнообразие транспортных средств (фуры, фургоны, микроавтобусы, прицепы, рефрижераторы)
Возможны очереди на границах 

Железнодорожный фрахт

Это стоимость за доставку груза по железной дороге. Такой фрахт подходит для перевозки крупных партий товаров или сырья на большие расстояния.

Перечислим в таблице основные плюсы и минусы железнодорожного фрахта.

Плюсы Минусы
Безопасность Для доставки в пункт назначения требуется наличие железной дороги 
Вместительность Ограниченная маневренность из-за привязки к колее
Высокая скорость Сложности с перевозкой негабаритного груза 
Возможность перевозки грузов на большие расстоянияНеобходимость доставки груза получателю от ж/д станции
Надежность
Низкая стоимость 
Независимость от погоды 
Экологичность
6

Мнение эксперта о фрахте

Александра Малькова рассказала о том, с какими проблемами чаще всего сталкиваются заказчики фрахта, а также о способах их предотвратить.

«Из-за геополитической ситуации в мире многие фрахтователи испытывают трудности с оплатой фрахта при перевозке между двумя санкционными странами. Также можно выделить риск столкнуться с арестом судна или груза при заходе или перегрузке в портах стран, не лояльных к государству назначения», — отметила эксперт.

Кроме того, существует проблемы, не связанные с геополитическими процессами.

«Так, например, в некоторых случаях фрахтователь не может получить доступ к оперативным данным о перевозках, что усложняет процесс выбора перевозчика из-за невозможности сравнения рыночных предложений. Для решения этих проблем можно заблаговременно планировать запросы и продумывать благоприятный маршрут, а также сотрудничать с проверенными компаниями, у которых есть возможность предоставления комплексной услуги», — заключила Александра Малькова.

7

Главное о фрахте

Подведем итоги материала и перечислим самые важные факты, которые стоит знать о фрахте.

1. Слово «фрахт» имеет немецкое происхождение. Die Fracht дословно переводится как «груз» или «плата за провоз».

2. Фрахтовый договор регулирует отношения, касающиеся аренды средств передвижения для перевозки какого-либо груза. В авиации уху более привычен термин «чартер» — по сути это другое название фрахта.

3. Главная особенность такого договора заключается в том, что на время перевозки груза фрахтователь получает исключительные права на распоряжение транспортным средством. Фрахтовщик не может менять маршрут или сроки передвижения, а также брать на борт не заявленных изначально пассажиров или грузы без разрешения фрахтователя.

4. Договор фрахтования может заключаться в двух вариантах:

  • аренда части судна;
  • аренда всего транспортного средства.

5. Стоимость фрахта складывается из двух составляющих:

  • базовой ставки;
  • дополнительных затрат или надбавок.

6. Фрахт подразделяется на четыре вида:

  • авиационный;
  • автомобильный;
  • морской;
  • железнодорожный.

7. Морской фрахт считается самым высокорискованным, но этот недостаток сглаживается относительно низкими тарифами и большой грузоподъемностью.

8. Чтобы избежать проблем при перевозке груза, нужно заблаговременно планировать запросы и продумывать благоприятный маршрут, а также сотрудничать с проверенными компаниями, у которых есть возможность предоставления комплексной услуги.

8

Список источников

1. Статья 787 «Договор фрахтования» Гражданского кодекса РФ.

2. Федеральный закон от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

3. Глава VIII «Договор морской перевозки груза» Кодекса торгового мореплавания РФ.

Эксперт: Александра Малькова, ассистент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления