Происхождение термина «фрахт»
Слово «фрахт» имеет немецкое происхождение. Die Fracht дословно переводится как «груз» или «плата за провоз». Долгое время термин применялся исключительно в сфере морских перевозок, но постепенно, по мере развития транспортной системы и мировой торговли, его стали использовать также при доставке грузов воздушными и наземными средствами передвижения.
Авто, самолет или корабль, на котором везут товары или сырье, называется зафрахтованным. При этом словом «фрахт» могут обозначать как сам груз на борту, так и заключенный для этих целей договор перевозки.
Что такое фрахт в грузоперевозках простыми словами
Фрахтовый договор регулирует отношения, касающиеся аренды средств передвижения для перевозки какого-либо груза. Этот термин чаще всего встречается при использовании водного или воздушного транспорта. В авиации уху более привычно слово «чартер» — по сути это другое название фрахта.
«Как правило, выделяют рейсовый чартер или тайм-чартер в зависимости от срока аренды. Первый заключается при необходимости совершить односторонний (из точки А в точку Б) или круговой рейс (из точки А в точку Б и обратно). Также возможен расширенный рейсовый чартер, предполагающий совершение одного рейса несколько раз при перевозке, например, большого объема груза», — рассказала Александра Малькова, ассистент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления.
Тайм-чартер подразумевает аренду транспортного средства на определенное время, в течение которого фрахтовщик теряет право управлять работой транспортного средства, но обязан поддерживать его в мореходном состоянии (в случае морского фрахта).
«Классически тайм-чартер распространен при организации морских круизов или спортивных соревнований. Однако в России чаще прибегают к тайм-чартеру при проведении морских исследований, особенно в Арктическом регионе, разработке месторождений полезных ископаемых, а в области туризма — при организации рыбалок», — дополнила эксперт.
Участниками договора фрахтования становятся две стороны:
- фрахтовщик — владелец транспортного средства;
- фрахтователь — заказчик услуги перевозки (грузовладелец).
Особенности фрахтового договора
Главная особенность такого договора заключается в том, что на время перевозки груза фрахтователь получает исключительные права на распоряжение транспортным средством. Несмотря на юридическое владение техникой, фрахтовщик не может менять маршрут или сроки передвижения, а также брать на борт не заявленных изначально пассажиров или грузы без разрешения фрахтователя.
Договор фрахтования может заключаться в двух вариантах:
- аренда части судна;
- аренда всего транспортного средства.
В первом случае в договоре могут присутствовать несколько фрахтователей для максимального использования вместимости предоставляемого средства перемещения груза.
«При нежелании делиться полезными площадями фрахтователь может оплатить так называемый “мертвый фрахт” и арендовать также и пустую часть транспорта без необходимости заполнять ее грузом или пассажирами. Другими словами, при такой форме оплаты фрахтователь покупает права на “воздух”», — рассказала Александра Малькова.
Из чего складывается стоимость фрахта
Она зависит от разных факторов, таких как вид транспорта, объем груза, длительность маршрута перевозки и его безопасность, а также наличие дополнительных услуг и пошлин при пересечении границ и каналов.
В целом стоимость фрахта складывается из двух составляющих:
- базовой ставки;
- дополнительных затрат или надбавок.
«Каждый из слагаемых можно разделять на элементы. В первую очередь на конечную стоимость фрахта влияют особенности перевозимого груза, требующие особых условий или упаковки, а также цена стивидорных или погрузо-разгрузочных работ. Далее в стоимость включается длина маршрута и сезонные риски. Фактор сезонности особенно важен при водном сообщении с Азией. Также в базовую ставку закладывается наличие платных проливов, таможенных пошлин и областей опасных действий. Кроме того, фрахт включает особенности используемого транспорта и стоимость горюче-смазочных материалов (топлива и масла)», — дополнила Александра Малькова.
Базовая ставка
Речь идет об основной сумме затрат за оказываемую услугу, которые в большей степени влияют на конечную ее стоимость. Базовая ставка включает следующие факторы:
- вид, вес и объем груза;
- вид зафрахтованного транспорта;
- стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
- сезонность;
- длина маршрута;
- таможенные пошлины;
- наличие дополнительных услуг;
- стоимость топлива;
- возможность форс-мажора;
- повышенная опасность маршрута перевозки.
Надбавки
К дополнительным затратам или надбавкам относят несколько коэффициентов, обозначаемых латинскими аббревиатурами:
- CAF — коэффициент, покрывающий колебания валюты на рынке;
- BAF — сумма, которая компенсирует скачки стоимости топлива на рынке;
- THC взимается при обработке товара в портовом терминале;
- VAS берется за дополнительные услуги, которые оказывает владелец судна;
- DOCS — дополнительная сумма, которую выплачивают за подготовку документов.
Конечная стоимость = базовая ставка + дополнительные доплаты.
Плюсы и минусы разных видов фрахта
Если раньше фрахтовые услуги оказывали в основном морские суда, то теперь это может быть и воздушный, и наземный транспорт. Каждый из способов перевозки груза имеет свои достоинства и недостатки. Расскажем о них подробнее.
Морской фрахт
Речь идет о транспортировке разных видов грузов с использованием морских судов. Такой фрахт бывает линейным, когда перевозки выполняются по стандартным маршрутам и строгому расписанию, а также трамповым. В последнем случае график движения судна и расписание его работы устанавливает заказчик услуги.
Перечислим в таблице основные плюсы и минусы морского фрахта.
Плюсы | Минусы |
Низкая стоимость | Высокий риск повреждения или потери груза |
Возможность перевозить грузы на большие расстояния | Зависимость от погоды |
Большая пропускная способность | Низкая скорость |
Вместительность | Невозможность доставки от двери до двери |
«Морские перевозки считаются самым рисковым видом фрахта, однако этот риск сглаживается меньшими ставками, гораздо большей грузоподъемностью и совместимостью грузов по сравнению с авиацией. Главная опасность, связанная с этим видом транспорта, — сейсмические и метеорологические условия», — отметила Александра Малькова.
Эксперт добавила, что этот риск сложно прогнозируем и управляем, поэтому фрахтователи стараются максимально оптимизировать свои расходы другими путями. Самый простой способ — строить маршруты через спокойные воды и выбирать благоприятный сезон. Все эти меры не только сократят стоимость фрахта, но и повысят безопасность перевозки.
Авиафрахт
Это перевозка грузов на самолетах. Поскольку этот способ отличается высокой скоростью, но дороговизной, чаще всего к нему прибегают, когда товар стоит много и доставить его нужно быстро.
Круговые чартерные рейсы в авиации могут быть двух видов.
1. Чартер с отстоем, когда одно воздушное судно используется для перевозки из точки А в точку Б и обратно через некоторое время. Такие рейсы открывают либо под частный заказ, либо в так называемые пиковые даты, когда спрос на полеты колоссален, а период поездки мал, например в Новый год.
2. Шаттл-чартеры, совершающие круговой полет без отстоя на аэродроме. Они особенно популярны в период высокого сезона. В таком случае фрахтователю приходится оплачивать два пустых полета — в начале сезона при завозе первого потока туристов и в конце сезона — за оставшимися туристами.
«В России в сфере пассажирских перевозок из чартеров наиболее популярны шаттл-чартеры из-за большого потока туристов в высокие сезоны по популярным направлениям», — добавила эксперт.
Перечислим в таблице основные плюсы и минусы авиафрахта.
Плюсы | Минусы |
Высокая скорость | Высокая стоимость |
Отсутствие географических ограничений | Ограниченная грузоподъемность |
Безопасность | Запрет на перевозку некоторых видов грузов (жидких, сыпучих, взрывоопасных) |
Автомобильный фрахт
Речь идет о доставке разных видов товаров на грузовом автотранспорте по автомагистралям.
Перечислим в таблице основные плюсы и минусы автомобильного фрахта.
Плюсы | Минусы |
Возможность доставки в отдаленные населенные пункты | Небольшие расстояния |
Гибкость построения маршрута | Небольшие партии груза |
Разнообразие транспортных средств (фуры, фургоны, микроавтобусы, прицепы, рефрижераторы) | Возможны очереди на границах |
Железнодорожный фрахт
Это стоимость за доставку груза по железной дороге. Такой фрахт подходит для перевозки крупных партий товаров или сырья на большие расстояния.
Перечислим в таблице основные плюсы и минусы железнодорожного фрахта.
Плюсы | Минусы |
Безопасность | Для доставки в пункт назначения требуется наличие железной дороги |
Вместительность | Ограниченная маневренность из-за привязки к колее |
Высокая скорость | Сложности с перевозкой негабаритного груза |
Возможность перевозки грузов на большие расстояния | Необходимость доставки груза получателю от ж/д станции |
Надежность | |
Низкая стоимость | |
Независимость от погоды | |
Экологичность |

Мнение эксперта о фрахте
Александра Малькова рассказала о том, с какими проблемами чаще всего сталкиваются заказчики фрахта, а также о способах их предотвратить.
«Из-за геополитической ситуации в мире многие фрахтователи испытывают трудности с оплатой фрахта при перевозке между двумя санкционными странами. Также можно выделить риск столкнуться с арестом судна или груза при заходе или перегрузке в портах стран, не лояльных к государству назначения», — отметила эксперт.
Кроме того, существует проблемы, не связанные с геополитическими процессами.
«Так, например, в некоторых случаях фрахтователь не может получить доступ к оперативным данным о перевозках, что усложняет процесс выбора перевозчика из-за невозможности сравнения рыночных предложений. Для решения этих проблем можно заблаговременно планировать запросы и продумывать благоприятный маршрут, а также сотрудничать с проверенными компаниями, у которых есть возможность предоставления комплексной услуги», — заключила Александра Малькова.
Главное о фрахте
Подведем итоги материала и перечислим самые важные факты, которые стоит знать о фрахте.
1. Слово «фрахт» имеет немецкое происхождение. Die Fracht дословно переводится как «груз» или «плата за провоз».
2. Фрахтовый договор регулирует отношения, касающиеся аренды средств передвижения для перевозки какого-либо груза. В авиации уху более привычен термин «чартер» — по сути это другое название фрахта.
3. Главная особенность такого договора заключается в том, что на время перевозки груза фрахтователь получает исключительные права на распоряжение транспортным средством. Фрахтовщик не может менять маршрут или сроки передвижения, а также брать на борт не заявленных изначально пассажиров или грузы без разрешения фрахтователя.
4. Договор фрахтования может заключаться в двух вариантах:
- аренда части судна;
- аренда всего транспортного средства.
5. Стоимость фрахта складывается из двух составляющих:
- базовой ставки;
- дополнительных затрат или надбавок.
6. Фрахт подразделяется на четыре вида:
- авиационный;
- автомобильный;
- морской;
- железнодорожный.
7. Морской фрахт считается самым высокорискованным, но этот недостаток сглаживается относительно низкими тарифами и большой грузоподъемностью.
8. Чтобы избежать проблем при перевозке груза, нужно заблаговременно планировать запросы и продумывать благоприятный маршрут, а также сотрудничать с проверенными компаниями, у которых есть возможность предоставления комплексной услуги.
Список источников
1. Статья 787 «Договор фрахтования» Гражданского кодекса РФ.
2. Федеральный закон от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
3. Глава VIII «Договор морской перевозки груза» Кодекса торгового мореплавания РФ.
Эксперт: Александра Малькова, ассистент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления