Что такое дропшиппинг простыми словами
В переводе с английского Dropshipping означает «прямая поставка». В отличие от классического ритейла, в этой бизнес-модели продавцу не нужно закупать товар, хранить его, отгружать и доставлять покупателю. Для старта достаточно создать свой интернет-магазин, выбрать поставщиков и привлечь клиентов. После получения и обработки заказа информация отправляется производителю вместе с оплатой товара. В кармане дропшиппера остается доход от наценки или оговоренная комиссия от поставщика.
«Дропшиппинг, появившийся около ста лет назад, в наши дни становится все более популярным на волне развития электронной коммерции и считается альтернативой классической продаже товаров. Этот способ заработка подразумевает работу торгового посредника напрямую с производителем, минуя хранение и формирование запасов».
Как работает дропшиппинг
В отличие от маркетплейса, где на одной площадке собраны производители, в дропшиппинге продавец сам находит поставщиков и размещает товары на своей платформе. Организация работы разбита на следующие этапы:
- выбор ниши;
- поиск поставщика;
- подготовка и оформление документов;
- создание интернет-магазина;
- раскрутка и продвижение сайта с целью привлечения клиентов;
- продажа товара;
- отправка данных о заказе поставщику;
- поддержка клиентов.
Для успеха в этом деле важно вложиться творчески в оформление сайта и наладить технически систему оплаты. Все дропшиппинг-магазины работают только по предоплате.
Виды дропшиппинга
Для начала нужно выбрать способ посредничества между поставщиком и покупателем. Выбор зависит от личных навыков человека и объема ресурсов, которые он готов вложить.
Перепродажа |
| |
Интернет-представитель |
| |
Уникальный дизайн | Создание эксклюзивных товаров с ориентацией на предпочтения клиентов. Например, уникальный дизайн футболки. После оформления заказ передается производителю с указанием количества и размеров. Поставщик готовит партию и отправляет заказчикам. В этом виде дропшиппинга лучше ориентироваться на корпоративных клиентов | |
Международный дропшиппинг | Чаще всего это перепродажа китайских товаров как самых доступных по цене. Схема работы та же, только товар доставляется из-за границы. В этой модели можно наладить продажи из России в другие страны, а также организовать поставки из одной зарубежной страны в другую |
Плюсы дропшиппинга
Для поставщиков работа с дропшипперами выгодна, поскольку уменьшает издержки на рекламу и расширяет присутствие бренда на рынке.
«При выстраивании этой бизнес-модели дропшиппер может брать на себя дополнительные объемы продаж, став в некотором смысле представителем производителя. Поставщик может получать информацию об изменении покупательских предпочтений в режиме реального времени, без дополнительных вложений контролировать динамику спроса и выявлять тренды», — рассказал Дмитрий Соболев, старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Какие же плюсы получает сам дропшиппер?
1. Небольшие расходы на старт бизнеса
Чтобы начать бизнес, не нужно закупать товар, вкладываться в производство или арендовать склады, можно обойтись без офиса и наемных сотрудников. Даже если бизнес не сложится, потери будут минимальны.
2. Гибкость решений
При выборе постоянных поставщиков дропшипперы могут тестировать различные товары и ниши без закупки больших партий, а также оценивать качество коммуникации как с поставщиками, так и с покупателями. Продавцу предоставляется полная свобода в ценообразовании.
3. Расширение ассортимента
Ассортименту нет предела — границы определяет сам продавец. Он убирает неходовые позиции, оставляет востребованные товары и экспериментирует с добавлением новых.
4. Легкость масштабирования
Одно из главных преимуществ модели дропшиппинга — количественный рост заказов без потери качества обслуживания и увеличения затрат.
5. Возможность удаленки
Вести бизнес можно из любой точки земного шара, где есть интернет.
Минусы дропшиппинга
1. Высокая конкуренция
Большое количество продавцов в популярных нишах приводит к снижению маржи. Решением проблемы может стать переход в другие ниши, что приводит к новым затратам на маркетинг.
2. Отсутствие товара в руках
Зачастую приходится полагаться только на фото и описание продукции от поставщика. Порой информации недостаточно, чтобы разобраться в свойствах и качестве товара, что осложняет его продвижение. И если с одним товаром можно заказать пробный экземпляр, то с большим количеством позиций сделать это без высоких затрат сложно.
3. Репутационные риски
Поставщик может отправить товар с браком или не тот, упаковка может быть повреждена. На складе производителя может не оказаться уже проданной продукции, возникают задержки с доставкой. При этом весь негатив достается дропшипперу, который не может контролировать ни качество, ни отправку, ни остатки на складе.
4. Зависимость от поставщика
При выборе поставщика важно не ошибиться и учесть все нюансы при заключении договора. Одна из главных проблем — интеграция систем работы производителя и дропшиппера, а также координация бизнес-процессов.
5. Невысокий доход на старте
Пока нарабатывается клиентская база и расширяется ассортимент для обеспечения высокого оборота продукции, не стоит рассчитывать на большую прибыль.
Как начать заниматься дропшиппингом
Прежде чем начинать бизнес по модели дропшиппинга, надо трезво оценить собственные силы, знания и навыки. На первый взгляд кажется, что стартовать просто — найди поставщика, сделай сайт и получай комиссию с заказов. В реальности необходимы еще и переговорные навыки, и знания в интернет-маркетинге. Наполнение сайта товарами, его продвижение для привлечения клиентов, настройка процесса продаж и передачи данных о заказе поставщику — это тоже придется делать самостоятельно, чтобы сократить издержки.
Главная задача на старте — найти поставщика, готового работать по схеме дропшиппинга. Основатель компании Topseller Андрей Колесников считает, что это основная сложность для предпринимателей.
«Известные бренды часто не заинтересованы в перепродажах и имеют собственную систему реализации, в том числе на онлайн-витринах, поэтому по модели дропшиппинга в основном работают непопулярные на рынке производители и оптовики, у которых отпускная цена уже выше себестоимости с учетом их наценки», — пояснил Андрей Колесников.
По мнению Дмитрия Соболева, на старте необходимо выстроить стратегию работы для успешного развития дропшиппинга:
- провести маркетинговое исследование для выявления предпочтений покупателей и трендов;
- определить поставщиков;
- заключить с ними договоры;
- сформировать ассортиментную линейку реализуемой продукции.
Если возможные сложности не перевесили плюсов дропшиппинга, а решимость двигаться в этом направлении осталась, пройдемся пошагово от старта к успеху.
1. Выбор ниши
Важно найти золотую середину между потенциалом ниши и собственными интересами. Для этого, кроме внутреннего убеждения, можно воспользоваться сервисом Google Trends. Это поможет определить популярные тренды. Можно изучить статистику поисковых запросов и топ востребованных товаров на действующих торговых площадках. После просеивания информации через призму своих интересов получите подходящую нишу.
2. Изучение конкуренции
Лучше всего задать поиск нужных товаров и изучить первые десять сайтов. Если это крупные популярные порталы, лучше отнестись с осторожностью — можно не выдержать конкуренции. Если на выбранные товары мало предложений, а представлены они небольшими площадками, ниша оптимальна для старта.
3. Создание интернет-магазина
Вариантов два. Бесплатный и простой в реализации — на платформе социальной сети. В этом случае есть ограничения по продвижению и низкий функционал. Второй вариант — полноценный и полностью подконтрольный сайт на собственном домене и хостинге. Это дает неограниченные возможности по продвижению и оптимизации, при этом сокращается трафик из соцсетей. Оптимально — создать и сайт, и страницы в социальных сетях.
4. Поиск поставщика
От этого шага зависит успех бизнеса. Найти поставщика с качественным и недорогим товаром с низким уровнем конкуренции — большая удача. Поиск лучше задавать так: название/ тип/ категория товара + опт/ производитель/ производство. Параллельно можно искать поставщиков на маркетплейсе, а также через доски объявлений — «Авито», «Юла».
5. Тестирование ниши
После выбора товаров для продажи создаются подробные карточки с фото и описанием и запускается рекламная кампания с небольшим бюджетом на площадках популярных блогеров, в соцсетях или в Яндексе. По результатам принимается решение, какие позиции стоит активно продвигать, а какие пока просто оставить в каталоге интернет-магазина.
6. Регистрация ИП или ООО
Этот шаг обязателен, поскольку самозанятые не имеют права перепродавать товары.
Зарегистрировать юрлицо можно на сайте или через приложение банка вместе с открытием расчетного счета.
7. Договор с поставщиком
Перед заключением договора проверьте контрагента. Это можно сделать бесплатно на сайте налоговой через сервис «Прозрачный бизнес». Как правило, с российскими компаниями проблем не возникает. Особое внимание стоит уделить заключению договора с зарубежными поставщиками. В нем важно подробно прописать все условия и ответственность сторон.
8. Продвижение и реклама
Для обеспечения притока клиентов необходимо на старте выбрать оптимальный маркетинговый инструмент: таргетинг или контекстная реклама, SEO или продвижение в социальных сетях, на форумах, досках объявлений
Доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Леонид Шляпников приводит следующие алгоритм действий для начала бизнеса по схеме дропшиппинга в нише свежих овощей и фруктов.
1. Найти аутсорсинг-партнеров, предоставляющих услуги логистики, складирования, подготовки товара и пр.
2. Организовать контроль качества по стандартам заказчика.
3. Сформировать гибкую систему ценообразования в зависимости от сроков и мест поставки.
4. Анализировать себестоимость продукции в каждой контрольной точке.
Какие вложения потребуются при дропшиппинге
Для старта этой бизнес-модели не нужно больших затрат. Основные расходы — на сайт и его продвижение. Создать простой интернет-магазин можно своими силами и оплатить только доменное имя и хостинг. Можно найти площадки для создания интернет-магазина с бесплатным доступом на 30 дней. Месяца вполне достаточно, чтобы привлечь первых клиентов.
На продвижении также можно сэкономить с помощью своих страниц в соцсетях, взаимного пиара с другими площадками, активного участия в форумах, комментариев под постами популярных блогеров.
Создание интернет-магазина | От 30 000 руб. | |
Регистрация юрлица |
| |
Продвижение и реклама | От 20 000 руб. | |
Итого | 54 000 руб. |
Отзыв эксперта о дропшиппинге
Леонид Шляпников считает, что сам товар, его специфика определяют требования к цепочкам поставок и контрольным точкам.
«К примеру, экспортеры, которые работают со свежими фруктами и овощами, поставки ведут по схемам JIT (компиляция “точно в нужное время”). Стандартный базис — это текущая неделя со следующей неделей поставки по схеме DAP (поставка в место назначения) в совершенно различные регионы России. Торги ведутся в системах розничных сетей на онлайн-основе», — отметил эксперт.
На примере ниши товаров с ограниченным сроком хранения Леонид Шляпников обратил внимание на то, что склад играет роль накопления только в случае программных поставок, согласованных с заказчиком за 1−4 месяца.
«Это добавляет к конечной стоимости продукции на полке 7−15%, поскольку компания несет издержки на температурное хранение, упаковку и прочее. В 70% случаев фрукты и овощи поставляются именно по схеме дропшиппинга, что позволяет существенно снизить себестоимость продукции, обеспечить ее качество и в конечном итоге строить с заказчиками из России схемы win-win», — разъяснил эксперт.
«Развитие дропшиппинга происходит в контексте популяризации интернет-торговли. В России он имеет все шансы занять свои позиции и стать альтернативой маркетплейсам в отдельных сегментах рынка», — считает Дмитрий Соболев.
Что нужно запомнить о дропшиппинге
Дропшиппинг — интересная бизнес-модель для начинающих предпринимателей, не готовых нести большие расходы. Для старта достаточно выбрать товарную нишу, договориться с поставщиком, зарегистрировать ИП или ООО и создать интернет-магазин или страничку в социальной сети. Пройдемся по основным ступенькам на пути к успеху.
1. Доходность дропшиппинга зависит от количества клиентов, востребованности и маржинальности представленных товаров.
2. Самый популярный вид дропшиппинга — перепродажа товаров. По этой схеме лучше работать с несколькими поставщиками.
3. Чтобы избежать высокой конкуренции, лучше выбирать ниши с уникальными товарами, ориентируясь на запросы клиентов. Этот путь может быть долгим, но финансово более надежным и вариативным.
4. Самое главное — найти надежного поставщика, ведь от него напрямую зависит и бизнес, и репутация дропшиппера.
5. Один из плюсов — бизнес можно вести из любой точки мира.
6. Один из минусов — не стоит ожидать большой прибыли на старте.
7. Для этой бизнес-модели важны хорошие знания интернет-маркетинга и отличные коммуникативные навыки.
Список источников
1. Маркетинговое исследование «Интернет-торговля в России в 2024 году» на сайте агентства Data Insight. 2024.
2. Новость «Как проверить контрагента» на официальном сайте ФНС России. 2023.
3. Морозова О. Ю., Степченко А. С. Статья «Дропшиппинг в современных рыночных условиях» в журнале E-Scio. 2021.
4. Материал «Маркетплейс наоборот. Что мешает дропшиппингу освоиться на российском рынке» на сайте «СберПро». 2020.
Автор: Наталия Чернышова
Эксперты: Леонид Шляпников, кандидат экономических наук, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС
Дмитрий Соболев, старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова