Диджитал-маркетинг: инструменты, особенности и методы работы

В современном мире диджитал-маркетинг играет ключевую роль в сборе точных и объективных данных о целевой аудитории. Также он помогает в отслеживании эффективности продвижения бренда или продукта. В статье подробнее разберемся, какие инструменты и методы используются в этом виде маркетинга.

11 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое диджитал-маркетинг простыми словами
  2. 2.
    Основные цели диджитал-маркетинга в компании
  3. 3.
    Преимущества и недостатки диджитал-маркетинга
  4. 4.
    Инструменты диджитал-маркетинга для продвижения товаров и услуг
  5. 5.
    Каналы диджитал-маркетинга
  1. 6.
    Как правильно работать с диджитал-маркетингом
  2. 7.
    Как оценить эффективность диджитал-маркетинга: метрики для аналитики
  3. 8.
    Где можно обучиться диджитал-маркетингу
  4. 9.
    Советы и рекомендации маркетолога о диджитал-маркетинге
  5. 10.
    Что нужно запомнить о диджитал-маркетинге
  6. 11.
    Список источников
Развернуть
1

Что такое диджитал-маркетинг простыми словами

Это целостный подход к продвижению товаров и услуг с использованием цифровых технологий. Диджитал-маркетинг охватывает как онлайн, так и офлайн-аудитории. Он позволяет продвигать предложения через разнообразные цифровые каналы — рекламу в мобильных приложениях, публикации у блогеров, push-уведомления и видео на телевидении. Все они считается частью универсального инструментария digital-маркетинга.

2

Основные цели диджитал-маркетинга в компании

Digital-маркетинг помогает компаниям решать ряд ключевых задач, направленных на достижение целевых действий (покупка, заказ) со стороны пользователей. Рассмотрим подробнее цели цифрового маркетинга.

1. Увеличение узнаваемости бренда: для многих клиентов значим имидж бренда. Digital-маркетинг способствует созданию необходимого ассоциативного ряда, чтобы при возникновении потребности в определенном товаре или услуге клиент сразу вспоминал о конкретной марке и мог отличить ее от конкурентов.

2. Привлечение трафика: с помощью диджитал-маркетинга компании могут активнее взаимодействовать с клиентами и направлять их на свои онлайн-ресурсы. Для этой цели применяются различные инструменты.

3. Генерация лидов: помогает собирать контактные данные потенциальных клиентов для дальнейшего общения, стимулирования к покупкам и повышения лояльности к бренду.

4. Квалификация лидов: этот процесс позволяет выделить наиболее подходящих клиентов для передачи их менеджерам по продажам. У команды будет возможность работать только с теми, кто действительно готов совершить покупку, что ведет к более эффективной работе как маркетинга, так и продаж.

3

Преимущества и недостатки диджитал-маркетинга

Цифровой маркетинг отличается от традиционных методов продвижения не только используемыми платформами, но и широким спектром инструментов для анализа результатов. В этом виде маркетинга есть как преимущества, так и недостатки. Рассмотрим их подробнее.

Плюсы
Минусы
В отличие от традиционного маркетинга, цифровые платформы позволяют рекламировать продукцию исключительно целевой аудитории
Цифровой маркетинг требует гибкости и готовности к изменениям, так как новые правила и ограничения могут внезапно повлиять на стратегию
Цифровой маркетинг предоставляет возможность детального анализа рекламных кампаний, включая охват, стоимость клика и конверсии. Это новшество позволяет маркетологам точно измерять результаты и корректировать стратегии в реальном времени
Часть целевой аудитории теряется из-за использования блокировщиков рекламы, Такая тенденция встречается среди IT-специалистов, которые считаются желанными клиентами многих компаний
Запуск рекламных кампаний в цифровом пространстве возможен даже при минимальных бюджетах, в то время как реклама на телевидении требует значительных затрат, измеряемых сотнями тысяч рублей
Если пользователи не разрешают использование «куки», маркетологи получают меньше данных о взаимодействии с пользователями. Это усложняет процесс таргетинга и анализа эффективности рекламы
Цифровой маркетинг обеспечивает моментальную коммуникацию с пользователями через социальные сети, электронную почту, мессенджеры и чаты на веб-сайтах, что ускоряет взаимодействие и улучшает клиентский опыт

Появление новых технологий позволяет маркетологам создавать более удобные и эффективные решения. Например, если ранее на комментарии в соцсетях отвечал SMM-специалист, то теперь клиенты могут круглосуточно общаться с виртуальным помощником службы поддержки

4

Инструменты диджитал-маркетинга для продвижения товаров и услуг

Каждый инструмент в digital-маркетинге обладает своими уникальными особенностями. Рассмотрим их подробнее.

1. SEO (Поисковая оптимизация)

SEO-продвижение представляет собой комплекс мероприятий по внутренней и внешней оптимизации, направленных на улучшение позиций сайта в поисковых результатах. SEO позволяет выявлять запросы пользователей в интернете и оптимизировать под них контент.

2. PPC (Контекстная реклама)

Контекстная реклама представляет собой рекламное объявление, которое отображается на страницах с результатами поиска на разных интернет-площадках.

3. SMM (Социальные медиа маркетинг)

Это продвижение бренда в социальных сетях. Для этого необходимо провести анализ целевой аудитории, выбрать платформы, на которых она активна, и создать там аккаунты. На основе интересов и потребностей клиентов нужно разработать контент-план, вести страницу, делиться постами, отвечать на комментарии.

4. Email-маркетинг

Это взаимодействие с аудиторией через электронную почту. Собрав базу email-адресов потенциальных клиентов, разрабатываете план рассылок, стремясь поддерживать баланс между информативностью и ненавязчивостью.

5. Контент-маркетинг

Это создание и распространение полезной информации для привлечения целевой аудитории. Включает в себя различные форматы контента.

6. Веб-аналитика

Это система сбора и анализа данных о поведении пользователей на сайте, которая помогает оптимизировать продукт и взаимодействие с клиентами.

7. CRM-системы и автоматизация маркетинга

CRM-маркетинг основан на знаниях о поведении клиентов, помогает персонализировать коммуникацию через все каналы связи.

8. Influencer marketing

Это продвижение продукта через рекомендации лидеров мнений с целью укрепления доверия к бренду и увеличения продаж.

5

Каналы диджитал-маркетинга

В дополнение к инструментам диджитал-маркетинга существует множество каналов для продвижения. Перечислим их.

1. Поисковые системы

В современной SEO-оптимизации как канале для привлечения трафика важное место занимает исследование ключевых слов. Также для этого канала характерно использование платных методов продвижения для достижения результатов, если органическое движение не приносит ожидаемых итогов.

2. Социальные сети

Платформы соцсетей предоставляют широкие возможности для взаимодействия с аудиторией и таргетированного продвижения товаров и услуг. Это привлекает компании разных размеров — от малых до транснациональных.

3. Электронная почта

Электронная рассылка — один из первых шагов к эффективному цифровому маркетингу. Этот канал требует наличия инструментов для сбора и обработки контактной информации.

4. Телевидение

Телевизионная реклама остается эффективным инструментом продвижения для определенных целевых аудиторий. Некоторые эксперты предсказывают ее дальнейшее развитие.

5. Мобильные приложения

Мобильные приложения предоставляют уникальную возможность для постоянного взаимодействия с клиентами. Для компаний это шанс не только поддерживать коммуникацию, но и собирать данные и создавать новый пользовательский опыт.

6. Контент-маркетинг

Контент-маркетинг отвечает на растущую усталость потребителей от прямой рекламы и удовлетворяет их потребность в полезном образовательном контенте. Этот канал привлекает внимание благодаря созданию ценного материала, который интересен и полезен пользователям.

7. Оптимизация скорости конверсий (CRO)

CRO фокусируется на улучшении пользовательского опыта на сайте с целью повышения вероятности того, что посетитель выполнит целевое действие. Этот канал важен, так как привлечение трафика еще не гарантирует его конверсию в продажи. Поэтому задача CRO — сделать взаимодействие на сайте более эффективным и результативным.

6

Как правильно работать с диджитал-маркетингом

Основная задача цифрового маркетинга — способствовать росту продаж. Продвижение продукта в интернете помогает направить потенциальных клиентов к целевому действию — покупке. Как правильно работать с digital-маркетингом, разбираемся ниже.

1. Изучение целевой аудитории: персонализация играет ключевую роль в успешной рекламной стратегии. Поэтому нужно начать с составления детального профиля клиента.

2. Определение цели: поможет выбрать подходящие каналы и стратегии для продвижения. Если задача — увеличить охват аудитории, нужно сосредоточиться на социальных сетях. Для увеличения продаж эффективнее будут работать платная реклама и SEO.

3. Бюджет для каждого канала: если в планах использовать SEO, социальные сети или вести корпоративный блог, нужно предусмотреть расходы на аутсорсинг. Платная реклама, включая контекстную и таргетированную, также требует затрат, особенно в условиях высокой конкуренции по ключевым словам.

4. Платные и бесплатные каналы: платная реклама обеспечить быстрые результаты, но грамотное использование SEO, контент-маркетинга и продвижения в соцсетях могут обеспечить устойчивый органический трафик.

5. Создание актуального контента: это могут быть посты в социальных сетях, публикации в корпоративном блоге, видеоролики, email- и SMS-рассылки и другие материалы, направленные на привлечение аудитории.

6. Оптимизация цифровых инструментов для мобильных устройств: более половины пользователей ищут и просматривают информацию в интернете через смартфоны. Поэтому сайт, соцсети и другие каналы продвижения должны быть адаптированы под телефоны.

7. Анализ результатов и коррекция стратегии: успех маркетинговых усилий зависит от умения команды измерять результаты и адаптировать стратегию на основе реальных данных.

7

Как оценить эффективность диджитал-маркетинга: метрики для аналитики

Для более точного взаимодействия с целевой аудиторией в области цифрового маркетинга крайне важно применять аналитические инструменты. Они позволяют изучать поведение потребителей и оценивать эффективность рекламных кампаний. Рассмотрим подробнее в таблице ключевые показатели диджитал-маркетинга для различных бизнес-сфер и направлений.

CTR — показатель кликабельности
Процентное соотношение числа кликов на рекламу к количеству ее показов. Метрика помогает определить эффективность такого продвижения
CPC — стоимость клика
Указывает, сколько стоит каждый переход по вашему объявлению на рекламной платформе. CPC необходим для определения расходов на клик и прибыли от него. Применяется в контекстной рекламе
RPC — доход с каждого клика по рекламе
Соотношение общего дохода от рекламной кампании к общему числу кликов по ней
CPA — стоимость целевого действия
Стоимость лида — цена конкретного действия потенциального клиента
CPO — стоимость подтвержденного заказа или оформленной сделки
Эта метрика отображает стоимость одной покупки клиента
CR — коэффициент конверсии
Определяется как соотношение успешных сделок к общему числу
LCR — коэффициент закрытия лидов
Соотношение числа фактических клиентов к общему числу потенциальных клиентов
ROI — коэффициент возврата инвестиций
Главная маркетинговая метрика для владельца бизнеса или руководителя, рассчитываемая в процентном соотношении
AOV — средний чек
Соотношение общей суммы всех заказов к их количеству. Средний чек помогает маркетологам в формировании цены и создании предложения для увеличения доходов
Deliverability — доставляемость писем
Процент доставленных писем от общего числа отправленных. Вычисляется в процентах
8

Где можно обучиться диджитал-маркетингу

Есть множество способов, которые помогут освоить профессию диджитал-маркетолога бесплатно. Можно воспользоваться:

  • специализированными форумами;
  • видеоматериалами;
  • блогами экспертов.

Важно учесть, что подобные методы обучения потребуют значительных затрат времени и усилий для поиска соответствующих данных и самостоятельного оттачивания навыков. Чтобы ускорить процесс, рекомендуется прибегать к платным интернет-курсам.

9

Советы и рекомендации маркетолога о диджитал-маркетинге

Как отметил заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Государственного университета управления, кандидат экономических наук, доцент Василий Старостин, использование цифровых инструментов в маркетинге позволяет решать управленческие задачи компании быстрее, эффективнее и зачастую дешевле. Это касается проведения маркетинговых исследований, принятия решений на основе результатов операционной аналитики, работы сайта или интернет-магазина, запуска и оценки эффективности рекламных кампаний. В качестве «относительного минуса» можно выделить стремительное развитие и изменение цифровых технологий.

«Необходимо постоянно следить за актуальными трендами и инструментами, чтобы оставаться квалифицированным цифровым маркетологом и, как итог, конкурентоспособной компанией», — отметил эксперт.

По словам специалиста, сегодня нет смысла искать различия между digital-маркетингом и интернет-маркетингом.

«Фраза “выйти в интернет” осталась в конце 90-х и начале 2000-х. Сейчас мы практически круглосуточно имеем доступ к цифровому миру, заказывая такси, делая покупки, переводя деньги, смотря видео в онлайн-кинотеатрах, слушая музыку в стриминговых сервисах, общаясь в соцсетях и мессенджерах. Больше не существует барьеров в виде обязательного компьютера и браузера. Достаточно иметь смартфон, умные часы или фитнес-браслет. Диджитал-маркетинг подразумевает использование компаниями традиционных маркетинговых технологий в онлайн среде либо цифровизацию привычных инструментов для решения задач по удовлетворению потребностей целевой аудитории», — подытожил Василий Старостин.

По словам эксперта, цели маркетинга остаются прежними.

«Когда компании с помощью своих продуктов и сервисов стараются сделать жизнь людей и работу организаций удобнее, интереснее, эффективнее, по сути, они уже занимаются маркетингом. Ключевые зоны ответственности этой сферы — разработка и совершенствование продуктов, управление ценообразованием, настройка системы сбыта, планирование программы продвижения. Во-первых, для решения этих задач теперь используются цифровые сервисы и программное обеспечение. Во-вторых, зачастую сам продукт изначально может быть цифровым: например, приложение, игра, система управления сайтом и т. д. В-третьих, digital-маркетолог может работать на цифровых платформах, при этом распространяя вполне себе обычные нецифровые потребительские продукты. В качестве примера можно привести маркетплейсы», — сообщил специалист.

10

Что нужно запомнить о диджитал-маркетинге

В стремительно меняющемся цифровом ландшафте предприятия неизбежно адаптируются, активно перераспределяя свои маркетинговые фонды в онлайн-среду. Этот переход обусловлен многочисленными преимуществами.

1. Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного потребителя. Компаниям он обеспечивает прямой доступ к широкой целевой аудитории, которая проводит значительную часть своего времени в сети.

2. Цифровой маркетинг предоставляет мощные инструменты аналитики. Это дает предприятиям возможность отслеживать эффективность работы в режиме реального времени и вносить корректировки для оптимизации результатов.

3. Интернет устраняет географические границы, позволяя даже малым предприятиям расширять свой охват на глобальный уровень. Компании могут охватить новую клиентскую базу и увеличить свой потенциал продаж за пределы традиционных каналов.

4. Цифровой маркетинг предлагает более эффективный способ распределения бюджета по сравнению с традиционными методами. Предприятия могут сосредоточиться на целевых кампаниях, которые приносят осязаемую отдачу от инвестиций.

5. Цифровой маркетинг обеспечивает непосредственные каналы взаимодействия с клиентами, устраняя посредников. Интерактивная природа этих каналов позволяет компаниям собирать ценную информацию о поведении и предпочтениях потребителей.

11

Список источников

1. Федеральный закон от 13.03 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Федеральный закон от 02.07.2021 года № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе”».

3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300−1 «О защите прав потребителей».

Автор: Кристина Семенчук

Эксперт: Василий Старостин, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Государственного университета управления, кандидат экономических наук, доцент