Бенчмарк в 2024 году: что это такое и для чего он бизнесу

Чтобы получить представление о разных предметах хотя бы по одному критерию, необходимо его унифицировать. Так появился эталон. С усложнением экономических процессов и внедрением новых технологий такой стандарт понадобился бизнес-процессам и продуктам. Им и стал бенчмарк. В этой статье разберемся, что значит это понятие и где оно применяется.

8 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    ❓ Что такое бенчмарк простыми словами
  2. 2.
    Для чего нужен бенчмаркинг: основные цели и задачи
  3. 3.
    Виды бенчмарк-анализа
  4. 4.
    ✏️ Типы бенчмарка
  5. 5.
    ⚡️ Примеры использования бенчмарка
  1. 6.
    Можно ли инвестировать в бенчмарк
  2. 7.
    ✍️ Советы и рекомендации эксперта
  3. 8.
    ❗ Что нужно запомнить о бенчмарке
Развернуть
1

❓ Что такое бенчмарк простыми словами

Бенчмарк (от англ. benchmark — ориентир, эталон) — это набор методик и параметров состояния системы или активов, позволяющий сверить их с эталоном в отрасли. А бенчмаркинг — это процесс измерения, оценки и анализа. В финансах это понятие означает идеал актива или портфеля, лучший показатель на рынке, с которым можно сравнить свой собственный.

2

Для чего нужен бенчмаркинг: основные цели и задачи

Главная цель бенчмаркинга — повысить эффективность и конкурентоспособность объекта, будь то мощность двигателя, скорость доставки посылок или прибыльность портфеля акций. Чтобы этого достичь, необходимо выполнить как минимум три задачи:

  • определить сильные стороны своего проекта, портфеля или активов;
  • найти слабые стороны и уязвимости;
  • сравнить их с лучшими показателями в своей нише.

В современном бизнесе бенчмаркинг расценивается как эффективный инструмент текущего управления, сравнимый с поездкой по навигатору.

3

Виды бенчмарк-анализа

Бенчмаркинг может быть внешним или внутренним. При внутреннем можно сопоставлять похожие процессы в разных секторах или проводить исторический анализ одного и того же по принципу «как было — как стало». Внешний подразумевает сравнение своих данных с лидерами рынка и конкурентами, и здесь разнообразие видов весьма велико. Мы взяли за основу классификацию основоположника бенчмаркинга Роберта Кэмпа.

Виды бенчмарка
Описание 
Отраслевой 
Исследуются процессы, функции и продукты из одной отрасли, одной специализации
Конкурентный 
Сравниваются показатели только конкурирующих игроков
Стратегический 
Исследуются успешные стратегии конкурентов и компаний — лидеров рынка в целом 
Процессный 
Сравниваются определенные процессы как внутри организации, так и конкурентов, а также лидеров отрасли
Функциональный 
Для изучения берется конкретная функция внутри своей организации, у конкурентов и у лучших на рынке

В России чаще всего применяется конкурентный бенчмаркинг, который, как правило, ассоциируется с обычным маркетинговым исследованием, рассказывает Светлана Басова, доцент кафедры менеджмента и государственного управления ДВИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук. Объясняется это двумя факторами:

  • высокая степень закрытости практически любой информации о бизнесе;
  • эталонное сопоставление воспринимается у нас не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование.

4

✏️ Типы бенчмарка

Так какой же стандарт взять для исследования своего портфеля, акции или зарплаты? Выбор типа бенчмарка зависит от актива и цели анализа. Расскажем подробнее о каждом.

Индексы рынков

Это среднее значение цен акций или других финансовых инструментов, оно измеряется в пунктах. Показатель используется для мониторинга эффективности фондовых, облигационных и иных рынков. Самые известные индексы — Мосбиржи, РТС, S&P 500, Dow Jones Industrial Average и Nasdaq Composite.

Индексы отраслей

Отраслевые индексы применяются для сопоставления эффективности различных компаний, работающих в одной и той же сфере — нефтегазодобывающей, энергетической и т. д. Изучив их, инвестор принимает решение, в какую отрасль вложить средства.

Бенчмарки капитализации

Это инструменты, позволяющие инвесторам и аналитикам оценивать и сопоставлять компании по их капитализации. Это помогает понять, как различные игроки рынка чувствуют себя в текущих условиях и какие из них наиболее перспективны для вложений. Такие бенчмарки разработаны для предприятий с большой, средней и малой капитализацией. Самый известный из этих типов — S&P 500.

Показатели финансовой производительности

Их три: прибыльность, рентабельность и доходность на акцию. Чтобы провести исследование своего портфеля с использованием этого типа, необходимо рассчитать выбранный показатель и для своего портфеля, и для бенчмарка. Для вычислений требуются формулы и дополнительные данные: например, чтобы узнать рентабельность активов, нужно чистую прибыль разделить на их суммарную стоимость.

Бенчмарки инвестиционных портфелей

Это инструменты, применяемые для оценки и анализа результативности различных инвестиционных портфелей и стратегий. Технология та же: нужно высчитать свой показатель и эталонного актива, а затем сравнить полученные значения.

5

⚡️ Примеры использования бенчмарка

Вспомним, что бенчмарк — это эталон и расскажем, как его использовать, то есть проводить бенчмаркинг. Основные действия таковы:

  • определение параметра или объекта, который нуждается в сравнении;
  • сбор информации;
  • сравнительный анализ;
  • анализ полученных данных;
  • корректировка деятельности согласно анализу;
  • контроль полученных результатов.

Например, если вы решаете, в какую отрасль вложиться — авиационную, энергетическую или нефтедобывающую, принять решение поможет поведение отраслевых бенчмарков и бенчмарков капитализации: падают они или растут. Если вы хотите оценить доходность своих активов, необходимо поработать с бенчмарками инвестиционных портфелей: если выяснится, что за год показатель вырос на 12%, а ваш портфель — на 14%, то вы превзошли всех экспертов, а если на 10%, то вам есть что корректировать в своей стратегии.

6

Можно ли инвестировать в бенчмарк

Можно, такое инвестирование эксперты называют пассивным. Но есть нюансы: вкладывать средства можно в биржевые фонды, которые формируют готовые портфели, повторяющие бенчмарки — отраслевые, фондовые и т. д. Покупка такого пая — фактически инвестиция в бенчмарк. При этом доходность портфеля, скорее всего, не будет выше рынка, но будет соответствовать эталону.

«Стоит помнить, что в инвестициях в бенчмарк работает обычная закономерность: они должны быть оправданы экономически. Как в любом другом виде вложений, риски присутствуют и здесь: возможна ситуация, когда стоимость изучения и внедрения результатов бенчмаркинга будет превышать полученный экономический эффект от оптимизации», — подчеркнула Светлана Басова.

7

✍️ Советы и рекомендации эксперта

Вместе с плюсами у бенчмаркинга есть и недостатки, отмечает эксперт. К ним можно отнести:

  • большие затраты времени;
  • сложности в поиске и получении полезной (релевантной) информации;
  • риск неоправданных расходов.

Для рядового, тем более начинающего инвестора сам расчет бенчмарка — довольно сложное занятие.

«Основное отличие российского бенчмаркинга от западного в том, что на Западе эта деятельность поставлена на институциональную основу и считается выгодной. Существуют посредники в лице различных центров и ассоциаций, которые соединяют тех, кто владеет информацией, с теми, кто желает ее приобрести», — дополнила Светлана Басова. И напомнила, что при бенчмаркинге собственных активов инвестор всегда несет операционные издержки и платит налоги, а полученное значение показывает чистую динамику, поэтому результаты сравнения нуждаются в тщательном анализе и поправке.

8

❗ Что нужно запомнить о бенчмарке

Как любое понятие, связанное с инвестициями, бенчмаркинг не отличается простотой, но может служить примером эффективной технологии сравнения. Даже не углубляясь в нюансы, с его помощью можно получить результат в оценке своих ресурсов и активов. Расскажем главное о бенчмарке.

1. Бенчмарк — это эталон, то есть лучший показатель процесса или функции.

2. Бенчмарки есть во всех отраслях и процессах. Они бывают как узкоспециализированные, так и обобщающие.

3. Бенчмарк нужен для оценки качества своих активов и принятия инвестиционных решений.

4. Бенчмарк — эталон, но не идеал, у него есть минусы и погрешности, связанные с затратами времени и ресурсов.

Список источников:

1. Статья «Бенчмаркинг как один из инструментов оценки эффективности СУУ» на сайте проекта «Корпоративный менеджмент».

2. Статья «Бенчмаркинг: понятийный аппарат» в журнале «Вестник магистратуры» № 12−3, 2017 год.

3. Статья «Бенчмаркинг» с официального сайта проекта Strategic Management Insight.

Автор: Софья Епифанова

Эксперт: Светлана Басова, доцент кафедры менеджмента и государственного управления ДВИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук