❓ Что такое бенчмарк простыми словами
Бенчмарк (от англ. benchmark — ориентир, эталон) — это набор методик и параметров состояния системы или активов, позволяющий сверить их с эталоном в отрасли. А бенчмаркинг — это процесс измерения, оценки и анализа. В финансах это понятие означает идеал актива или портфеля, лучший показатель на рынке, с которым можно сравнить свой собственный.
Для чего нужен бенчмаркинг: основные цели и задачи
Главная цель бенчмаркинга — повысить эффективность и конкурентоспособность объекта, будь то мощность двигателя, скорость доставки посылок или прибыльность портфеля акций. Чтобы этого достичь, необходимо выполнить как минимум три задачи:
- определить сильные стороны своего проекта, портфеля или активов;
- найти слабые стороны и уязвимости;
- сравнить их с лучшими показателями в своей нише.
В современном бизнесе бенчмаркинг расценивается как эффективный инструмент текущего управления, сравнимый с поездкой по навигатору.
Виды бенчмарк-анализа
Бенчмаркинг может быть внешним или внутренним. При внутреннем можно сопоставлять похожие процессы в разных секторах или проводить исторический анализ одного и того же по принципу «как было — как стало». Внешний подразумевает сравнение своих данных с лидерами рынка и конкурентами, и здесь разнообразие видов весьма велико. Мы взяли за основу классификацию основоположника бенчмаркинга Роберта Кэмпа.
Виды бенчмарка | Описание |
Отраслевой | Исследуются процессы, функции и продукты из одной отрасли, одной специализации |
Конкурентный | Сравниваются показатели только конкурирующих игроков |
Стратегический | Исследуются успешные стратегии конкурентов и компаний — лидеров рынка в целом |
Процессный | Сравниваются определенные процессы как внутри организации, так и конкурентов, а также лидеров отрасли |
Функциональный | Для изучения берется конкретная функция внутри своей организации, у конкурентов и у лучших на рынке |
В России чаще всего применяется конкурентный бенчмаркинг, который, как правило, ассоциируется с обычным маркетинговым исследованием, рассказывает Светлана Басова, доцент кафедры менеджмента и государственного управления ДВИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук. Объясняется это двумя факторами:
- высокая степень закрытости практически любой информации о бизнесе;
- эталонное сопоставление воспринимается у нас не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование.
✏️ Типы бенчмарка
Так какой же стандарт взять для исследования своего портфеля, акции или зарплаты? Выбор типа бенчмарка зависит от актива и цели анализа. Расскажем подробнее о каждом.
Индексы рынков
Это среднее значение цен акций или других финансовых инструментов, оно измеряется в пунктах. Показатель используется для мониторинга эффективности фондовых, облигационных и иных рынков. Самые известные индексы — Мосбиржи, РТС, S&P 500, Dow Jones Industrial Average и Nasdaq Composite.
Индексы отраслей
Отраслевые индексы применяются для сопоставления эффективности различных компаний, работающих в одной и той же сфере — нефтегазодобывающей, энергетической
Бенчмарки капитализации
Это инструменты, позволяющие инвесторам и аналитикам оценивать и сопоставлять компании по их капитализации. Это помогает понять, как различные игроки рынка чувствуют себя в текущих условиях и какие из них наиболее перспективны для вложений. Такие бенчмарки разработаны для предприятий с большой, средней и малой капитализацией. Самый известный из этих типов — S&P 500.
Показатели финансовой производительности
Их три: прибыльность, рентабельность и доходность на акцию. Чтобы провести исследование своего портфеля с использованием этого типа, необходимо рассчитать выбранный показатель и для своего портфеля, и для бенчмарка. Для вычислений требуются формулы и дополнительные данные: например, чтобы узнать рентабельность активов, нужно чистую прибыль разделить на их суммарную стоимость.
Бенчмарки инвестиционных портфелей
Это инструменты, применяемые для оценки и анализа результативности различных инвестиционных портфелей и стратегий. Технология та же: нужно высчитать свой показатель и эталонного актива, а затем сравнить полученные значения.
⚡️ Примеры использования бенчмарка
Вспомним, что бенчмарк — это эталон и расскажем, как его использовать, то есть проводить бенчмаркинг. Основные действия таковы:
- определение параметра или объекта, который нуждается в сравнении;
- сбор информации;
- сравнительный анализ;
- анализ полученных данных;
- корректировка деятельности согласно анализу;
- контроль полученных результатов.
Например, если вы решаете, в какую отрасль вложиться — авиационную, энергетическую или нефтедобывающую, принять решение поможет поведение отраслевых бенчмарков и бенчмарков капитализации: падают они или растут. Если вы хотите оценить доходность своих активов, необходимо поработать с бенчмарками инвестиционных портфелей: если выяснится, что за год показатель вырос на 12%, а ваш портфель — на 14%, то вы превзошли всех экспертов, а если на 10%, то вам есть что корректировать в своей стратегии.
Можно ли инвестировать в бенчмарк
Можно, такое инвестирование эксперты называют пассивным. Но есть нюансы: вкладывать средства можно в биржевые фонды, которые формируют готовые портфели, повторяющие бенчмарки — отраслевые, фондовые
«Стоит помнить, что в инвестициях в бенчмарк работает обычная закономерность: они должны быть оправданы экономически. Как в любом другом виде вложений, риски присутствуют и здесь: возможна ситуация, когда стоимость изучения и внедрения результатов бенчмаркинга будет превышать полученный экономический эффект от оптимизации», — подчеркнула Светлана Басова.
✍️ Советы и рекомендации эксперта
Вместе с плюсами у бенчмаркинга есть и недостатки, отмечает эксперт. К ним можно отнести:
- большие затраты времени;
- сложности в поиске и получении полезной (релевантной) информации;
- риск неоправданных расходов.
Для рядового, тем более начинающего инвестора сам расчет бенчмарка — довольно сложное занятие.
«Основное отличие российского бенчмаркинга от западного в том, что на Западе эта деятельность поставлена на институциональную основу и считается выгодной. Существуют посредники в лице различных центров и ассоциаций, которые соединяют тех, кто владеет информацией, с теми, кто желает ее приобрести», — дополнила Светлана Басова. И напомнила, что при бенчмаркинге собственных активов инвестор всегда несет операционные издержки и платит налоги, а полученное значение показывает чистую динамику, поэтому результаты сравнения нуждаются в тщательном анализе и поправке.
❗ Что нужно запомнить о бенчмарке
Как любое понятие, связанное с инвестициями, бенчмаркинг не отличается простотой, но может служить примером эффективной технологии сравнения. Даже не углубляясь в нюансы, с его помощью можно получить результат в оценке своих ресурсов и активов. Расскажем главное о бенчмарке.
1. Бенчмарк — это эталон, то есть лучший показатель процесса или функции.
2. Бенчмарки есть во всех отраслях и процессах. Они бывают как узкоспециализированные, так и обобщающие.
3. Бенчмарк нужен для оценки качества своих активов и принятия инвестиционных решений.
4. Бенчмарк — эталон, но не идеал, у него есть минусы и погрешности, связанные с затратами времени и ресурсов.
Список источников:
1. Статья «Бенчмаркинг как один из инструментов оценки эффективности СУУ» на сайте проекта «Корпоративный менеджмент».
2. Статья «Бенчмаркинг: понятийный аппарат» в журнале «Вестник магистратуры» № 12−3, 2017 год.
3. Статья «Бенчмаркинг» с официального сайта проекта Strategic Management Insight.
Автор: Софья Епифанова
Эксперт: Светлана Басова, доцент кафедры менеджмента и государственного управления ДВИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук