Что такое B2С простыми словами
Это бизнес-модель взаимоотношений с клиентом, при которой компания продает товары или оказывает услуги непосредственно конечным потребителям, то есть обычным людям. Аббревиатура B2С означает «business to consumer» (бизнес для потребителя).
Отношения в этом сегменте регулирует закон РФ от 07 февраля 1992 года № 2300−1 «О защите прав потребителей».
Особенности B2С-продаж
Бизнес, который направлен на обычного покупателя, имеет свои особенности. Перечислим некоторые из них:
продвижение бренда и продукта: обращаясь за услугой или выбирая товар, потребитель часто отдает предпочтение известной компании. Поэтому в B2С большое внимание уделяется рекламе и коммуникации с клиентами;
ориентированность на человека: высокое качество обслуживания, гарантия качества, а также удобная локация или практичный сайт — важные аспекты для привлечения и удержания клиентов;
эмоциональная составляющая: Потребители могут принять решение о покупке за несколько минут или даже секунд, особенно если речь идет о товарах повседневного спроса. Поэтому маркетинг в B2С часто ориентирован на эмоциональные аспекты, такие как удовольствие, комфорт, статус или развлечение.
Основные различия между B2С, B2В, B2G и C2C
Бизнес-модели предполагают разные формы взаимодействия между участниками. В зависимости от того, кто считается продавцом и покупателем, формируются типы коммерческих отношений. Рассмотрим основные отличия между моделями в таблице.
Критерий | B2С | B2В | B2G | C2C |
Целевая аудитория | Физические лица | Другие компании, корпорации, предприятия | Государственные учреждения, ведомства, органы власти | Физические лица, которые покупают и продают товары друг другу |
Цели покупки или получения услуги | Закрытие личных потребностей | Осуществление деятельности и развитие бизнеса | Закрытие государственных нужд | Закрытие личных потребностей |
Процессы продаж | Обычно быстрые, с акцентом на эмоциональные и импульсивные покупки | Часто включают долгосрочные контракты и длительные циклы принятия решений | Тендеры и соблюдение строгих нормативных требований, что делает их более длительными и сложными | Как правило, простые и прямые, происходят на онлайн-платформах |
Цены и объемы сделок | Цены обычно невысокие, а объемы сделок небольшие | Цены и объемы сделок часто выше, но количество клиентов меньше, чем в B2C | Цены и объемы сделок могут быть значительными | Цены варьируются, но обычно они ниже, чем в B2B и B2G |
Примеры B2С-бизнеса на рынке
Сегмент B2C охватывает широкий спектр: от продажи товаров повседневного спроса до образовательных курсов. Приведем несколько отраслей в качестве примера:
- торговля в розницу, офлайн и на электронных платформах: небольшие магазины и крупные торговые площадки, которые специализируются как на товарах массового спроса, так и на эксклюзивных или дизайнерских продуктах;
- сфера услуг: организации, деятельность которых сосредоточена на предоставлении различных форм помощи, поддержки и экспертизы. Это могут быть: банки, юридические фирмы, медицинские центры
и т. д. ; - проведение досуга: бизнес, который предоставляет услуги по активному отдыху, культурным мероприятиям или работает в сфере общественного питания.
Маркетинговые стратегии в сегменте B2C
В B2С компании взаимодействуют напрямую с потребителями, предлагая им товары и услуги, которые удовлетворяют их потребности и желания. Основная цель — формирование лояльной клиентской базы и увеличение продаж. Перечислим маркетинговые стратегии, которые помогут достичь результатов в этом сегменте рынка.
Контекстная реклама
Помогает компаниям эффективно взаимодействовать с потребителями, повышая осведомленность о бренде, стимулируя продажи и укрепляя лояльность клиентов.
Контент-маркетинг
Создание и распространение релевантных и интересных для потребителей материалов с целью привлечения, удержания и вовлечения. Контент-маркетинг играет ключевую роль, поскольку помогает брендам устанавливать эмоциональную связь с потребителями и выстраивать доверие.
SEO
Процесс оптимизации веб-сайта, контента и других онлайн-ресурсов для повышения их видимости в результатах поисковых систем. В B2С помогает брендам привлекать органический трафик, увеличивать конверсию и поддерживать лояльность клиентов.
Email-рассылка
Инструмент для построения прямой коммуникации с клиентами. При правильном подходе рассылка помогает увеличить продажи, укрепить лояльность и мотивировать к повторной покупке.
Программы лояльности
Представляют собой набор стратегий и инициатив, направленных на поощрение постоянных клиентов. Способствуют созданию долгосрочных и взаимовыгодных отношений между компанией и ее клиентами.
Социальные сети
Служат каналом для построения прямой связи с целевой аудиторией, повышения осведомленности о бренде и стимулирования продаж. Сейчас социальные сети продолжают набирать популярность как у потенциальных покупателей, так и у бизнеса. К примеру, средняя дневная аудитория VK в первом квартале 2024 года увеличилась на 9%, до 57,3 млн пользователей по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. А свое дело в VK развивают более 2 млн предпринимателей.
Маркетинг влияния
Это стратегия, в рамках которой компании сотрудничают с инфлюэнсерами (лидерами мнений), чтобы продвигать свои товары или услуги. Инфлюэнсеры, имеющие большую и вовлеченную аудиторию в социальных сетях или на других площадках, могут эффективно воздействовать на потребительские решения, вызывая доверие и повышая узнаваемость бренда.
Как продать товар или услугу в B2С: этапы сделки
Продажа в B2С проходит в несколько этапов. Они могут меняться в зависимости от типа товара или услуги, но в целом процесс торговли можно описать следующими шагами.
1. Установление контакта с клиентом
Главная задача на этом этапе — создание доверительных отношений.
2. Определение потребностей
Самый важный и трудный этап. Необходимо выявить потребности клиента, понять, что ему нужно. От этого шага зависит дальнейший ход сделки и ее итог.
3. Презентация продукта или услуги
На основе информации, полученной от клиента, подбирается товар или решение, которое соответствует его потребностям.
4. Работа с возражениями
Задача этого этапа — убрать оставшиеся сомнения и ответить на дополнительные вопросы клиента.
5. Закрытие сделки
Оформление документов и подтверждение всех аспектов сделки: доставка, оплата
Техники продаж B2С
Важно использовать эффективные методики, которые помогут наладить контакт с клиентом, выявить его потребности и убедить в необходимости покупки. Вот две классические техники продаж в B2С.
1. SPIN
Методика, которая основана на четырех типах вопросов: Situation (ситуация), Problem (проблема), Implication (влияние), Need-Payoff (выгода).
Применяется техника следующим образом:
- situation: выяснить текущую ситуацию покупателя;
- problem: определить проблемы клиента;
- implication: помочь клиенту понять сложность его проблемы и последствия в случае, если оставить ее без решения;
- need-payoff: показать решение в виде продукта или услуги.
2. ПЗП
Техника активных продаж, которая состоит из трех шагов:
- привлечь внимание;
- заинтересовать;
- продать.
Используется следующим образом.
1. Необходимо провести быструю презентацию или задать вопросы, которые могут развить диалог и способствовать заинтересованности в продукте.
2. После нужно презентовать продукт, исходя из ответов клиента.
3. Продать товар или услугу.
Плюсы и минусы B2С
Модель B2С имеет свои сильные и слабые стороны. Основные плюсы и минусы перечислим в таблице.
Плюсы | Минусы |
Широкая аудитория | Высокая конкуренция |
Быстрая обратная связь от клиентов позволяет адаптировать продукты или услуги | Для привлечения новых клиентов могут понадобиться большие затраты на маркетинг |
Разнообразие и гибкость инструментов маркетинга | Потребители чувствительны к цене и часто выбирают более дешевые варианты, что оказывает давление на маржу прибыли |
Возможность активно развивать бренд через прямое взаимодействие, программы лояльности и маркетинговые кампании | В случае недовольства потребителей негативные отзывы могут быстро распространиться и навредить репутации бренда |
Как увеличить B2С-продажи в бизнесе
Увеличение объема продаж — приоритетная задача в любой сфере предпринимательства. Ниже приведем несколько инструментов, которые могут повысить эффективность работы в сегменте B2С.
1. Оптимизация сайта или мобильного приложения.
2. Программы лояльности и реферальные проекты.
3. Улучшение сервиса и поддержки.
4. Акции и специальные предложения.
5. Повышение качества доставки и возврата товаров.
Отзывы эксперта о B2С
В сегменте B2С важно не только предоставлять качественный продукт или услугу, но и уделять особое внимание каждому этапу взаимодействия с клиентами.
Юрий Ляндау, заведующий базовой кафедрой Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ им. Г. В. Плеханова, выделяет семь ключевых правил, которые помогут создать прочные отношения с клиентами, повысить их лояльность и укрепить репутацию компании. Эти принципы позволят удовлетворить потребности людей и превратить их в долгосрочных партнеров.
1. Клиента необходимо слышать. Важно слушать, общаться с ним, стараться получить обратную связь и при этом ни в коем случае не противоречить ему.
2. Необходимо удовлетворять потребности клиента, а также создавать дополнительную ценность: предлагать большее, оперативно реагировать на вопросы, устраивать долгосрочные акции.
3. Клиент должен осознавать: то, что он рекомендует, будет реально использовано, к нему прислушаются и его воспринимают как партнера.
4. Людей необходимо информировать об изменениях. Следует сообщать об изменениях в деятельности компании, даже если они не всегда благоприятны. Это позволит сохранить доверие.
5. Важно нести ответственность. Следует в дружелюбной форме отвечать на претензии. Можно создать скрипт, в котором описываются действия сотрудника, контактирующего с клиентами.
6. Важно очаровывать клиентов, чтобы они обращались повторно. «Спасибо» — один из ключевых инструментов такого очарования. Сотрудники должны благодарить клиентов за работу с компанией, за потраченное время и делать все, чтобы оставить приятное впечатление от взаимодействия.
7. Важно держать слово. Человек должен понимать, что если ему сообщили какую-то информацию, то она действительно актуальна. Негативно воспринимается ситуация, когда по телефону говорят одно, клиент приезжает в компанию, а там уже совершенно иное. Заманивание таким способом не приведет к успеху в долгосрочной перспективе.
Что нужно запомнить о B2С-продажах
Подведем итоги и напомним основные моменты о B2С.
1. Бизнес в сегменте B2C реализует товары или оказывает услуги напрямую физическим лицам.
2. Эта модель широко используется в таких отраслях, как:
- розничная торговля;
- электронная коммерция;
- развлечения и многое другое.
3. B2C ориентирован на массовый рынок, где основное внимание уделяется удобству покупок, маркетинговым кампаниям, персонализации и построению бренда.
4. В сегменте B2C важно сформировать лояльную клиентскую базу и увеличить продажи, для этого применяются различные маркетинговые стратегии.
5. B2C-модель предлагает компаниям большие возможности для роста и развития, однако требует значительных усилий для поддержания конкурентоспособности и удовлетворения потребностей конечных потребителей.
Список источников
1. Закон РФ от 07.02.1992 года № 2300−1 «О защите прав потребителей».
2. Статья «Минэкономразвития: соцсети стали одной из точек роста электронной коммерции» на сайте Министерства экономического развития РФ.
3. Федеральный закон от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
Автор: Олег Тульских
Эксперт: Юрий Ляндау, заведующий базовой кафедрой Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ им. Г. В. Плеханова