Что такое кассовый разрыв простыми словами
Кассовый разрыв — это ситуация, когда у компании временно не хватает денег, чтобы покрыть текущие расходы. Представьте, что вы ожидаете поступления средств от клиентов, но они заплатят только через неделю, а зарплату сотрудникам нужно перечислить уже сегодня. Это и есть кассовый разрыв: деньги скоро будут, но сейчас их нет, поэтому заплатить по счетам нет возможности.
Последствия кассового разрыва
Кассовый разрыв — это временная проблема, но если ее не решить, она может привести к серьезным последствиям для бизнеса, ведь доходов компании не хватает для покрытия текущих расходов. Как правило, контрагенты не готовы разбираться в причинах возникновения задолженности — для них долг есть долг. Он может понизить рейтинг бизнеса в глазах партнеров, привести к потере доверия и ухудшению деловых отношений. Расскажем, чем еще грозит кассовый разрыв.
1. Невозможность своевременно платить по счетам, что может обернуться штрафами, пенями и ухудшением условий сотрудничества с поставщиками и кредиторами.
2. Задержки в выплатах зарплат сотрудникам. Это негативно сказывается на моральном духе и лояльности работников, приводит к текучке кадров.
3. Ухудшение отношений с клиентами и партнерами. Невыполнение обязательств ухудшает репутацию компании, что может привести к потере контрактов и заказов.
4. Проблемы с получением кредитов. Банки могут отказать в выдаче заемных средств из-за ненадежности компании.
5. Прекращение операционной деятельности. В крайнем случае кассовый разрыв может стать причиной полной остановки бизнеса, так как компания не сможет продолжать свою деятельность без необходимых финансовых ресурсов.
6. Юридические последствия. Невыполнение финансовых обязательств чревато судебными разбирательствами и взысканием долгов, что усугубит положение компании.
Расчет кассового разрыва
Как рассчитать кассовый разрыв, нам рассказала Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ. Формула очень простая:
КР = ОН + П — Р — ОК, где.
КР — кассовый разрыв;
ОН — остаток денежных средств на начало периода;
П — поступления;
Р — расходы;
ОК — остаток денежных средств на конец периода.
Если полученная сумма положительная, значит с бизнесом все в порядке. Но если она отрицательная, это говорит о кассовом разрыве.
Причины кассового разрыва в бизнесе
Кассовый разрыв в компании — это ситуация, когда по документам прибыль должна быть, а по факту ее нет. Причин временной нехватки денег в бизнесе может быть несколько, перечислим их.
1. Неправильно спланирован бюджет на закупку
В этом случае компания может столкнуться с тем, что средства, выделенные на определенный период, закончатся раньше времени или не поступят на счет. Например, у вас заказали несколько единиц товара без предоплаты. Вы закупили должное количество материалов, однако продать удалось не все, поэтому прибыли в кассе не хватает. Если такое происходит регулярно, может возникнуть кассовый разрыв.
2. Клиенты платят с отсрочкой
Бизнес часто практикует продажу товаров или услуг с отсрочкой платежа. Если клиенты задерживают оплату, компания может испытывать нехватку оборотных средств. Это особенно критично, если речь идет о больших суммах.
3. Не удалось предсказать расходы
Любой бизнес может столкнуться с неожиданными расходами из-за поломки оборудования, аварийной ситуации, штрафа или судебных издержек. Эти траты не всегда можно предусмотреть, и они могут нарушить финансовые планы.
4. Не удалось предсказать доход
Планирование доходов — сложная задача, особенно в условиях нестабильного рынка. Если фактические поступления оказываются значительно меньше запланированного объема, возникнет дефицит денежных средств.
5. Ушел крупный клиент
Потеря крупного клиента может нанести серьезный удар по финансовому состоянию компании, особенно если она небольшая, так как это приводит к резкому снижению объемов поступлений.
6. Из бизнеса вывели больше средств, чем допустимо
Иногда владельцы бизнеса могут выводить средства на личные нужды или инвестировать их в другие проекты, не учитывая текущие потребности компании. Это приводит к нехватке денег для покрытия операционных расходов и обязательств перед кредиторами.
Как избежать кассового разрыва
Не допустить кассового разрыва — критически важно для успешной работы любой компании, поэтому необходимо уделять особое внимание эффективному управлению оборотным капиталом, планированию бюджета и разработке долгосрочной финансовой стратегии. Рассмотрим подробнее, что можно сделать.
1. Готовьтесь заранее
Готовясь к возможному кассовому разрыву, компания может предпринять несколько стратегических действий, чтобы минимизировать его влияние и обеспечить финансовую стабильность. В первую очередь речь идет о планировании бюджета: он должен включать в себя все прогнозируемые расходы и доходы на заданный период. Не менее важно создать резервный фонд, то есть выделить определенную сумму, которую можно направить на покрытие расходов в случае кассового разрыва.
2. Проведите работу с дебиторами и кредиторами
Работая с дебиторами, следует определить конкретные сроки оплаты и включить их в договоры, а также убедиться, что все клиенты знают об этих условиях и согласны с ними. Можно предложить скидки партнерам, которые оплачивают товары и услуги досрочно, и использовать автоматизированные системы для выставления счетов и отправки напоминаний.
Постарайтесь согласовать график платежей, который будет соответствовать вашим денежным потокам — это поможет избежать пиковых нагрузок на бюджет. Если таковых избежать не удалось, попробуйте договориться о частичной оплате товаров и услуг с последующей доплатой. Еще один важный принцип взаимодействия с кредиторами — заключение долгосрочных контрактов с ключевыми поставщиками: так обеспечиваются более стабильные и выгодные условия сотрудничества.
3. Откажитесь от выплаты авансов поставщикам
Авансовые платежи рискованны, ведь поставщик может не выполнить свои обязательства вовремя или в полном объеме. Отказ от них позволяет компании сохранить больше оборотных средств на своем счете.
Частые ошибки при кассовом разрыве
Если бизнес столкнулся с кассовым разрывом, важно не только выяснить причины его возникновения, но и знать, что может усугубить проблему. Пытаясь спасти ситуацию, предприниматели часто совершают действия, которые приводят к еще большим финансовым проблемам. Вместе с Екатериной Безсмертной рассмотрим самые распространенные ошибки, которые допускают компании при кассовом разрыве.
1. Повышение цен
Это может оттолкнуть потенциальных или действующих клиентов, снизить спрос на продукцию.
2. Несвоевременная распродажа
Другая крайность — распродажа товаров по бросовым ценам. Она может привести к убыткам и впоследствии негативно сказаться на репутации компании.
3. Необдуманные решения
Значительно навредить могут необдуманные решения, принимаемые без учета альтернативных вариантов. Например, задержка зарплаты решит проблему с кассовым разрывом, однако может создать куда более серьезные трудности. Согласно законодательству РФ, через 15 дней отсутствия выплат сотрудник имеет право приостановить работу до погашения долга. Также в этом случае предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. А при задержке более чем на два месяца работодателю грозит уголовная ответственность, если будет доказана его корыстная заинтересованность в долге перед коллективом.
Полезные советы, как планировать бюджет компании
Планирование бюджета — это ключевой элемент успешного управления бизнесом, который играет критическую роль в обеспечении финансовой устойчивости и помогает избежать кассового разрыва. Расскажем, что для этого нужно делать.
1. Следите за балансом на расчетном счете с помощью платежного календаря. Это план предстоящих поступлений с привязкой к конкретным датам. Можно использовать как специальные программы (например, сервисы на платформе 1С, в системе «БИТ. Финанс»
2. Тщательно составляйте договоры с контрагентами. Обезопасить себя от задержки оплаты можно, заранее предусмотрев в документе размер неустойки, взимаемой при просрочке платежей.
3. Отрегулируйте движение денежных потоков. Постарайтесь в частном порядке договориться с клиентами о более быстрой оплате, а с поставщиками — о пересмотре графика платежей.
4. Возьмите кредит. Если кассовый разрыв предсказуем, правильным решением будет заблаговременно оформить заем. Это может быть как разовый кредит, так и иные банковские продукты. Например, овердрафт — услуга для юридических лиц и ИП по предоставлению средств в большем объеме, чем имеется на счете клиента. Ставка по овердрафту обычно выше, чем по стандартному кредиту, однако проценты начисляются только на потраченную сумму.
Подойдет также кредитная линия. При ее открытии клиент получает определенный лимит трат. Еще один вариант — кредитная бизнес-карта со льготным периодом.
5. Воспользуйтесь услугой факторинга — это оплата поставки товара или услуги с отсрочкой платежа.
Комментарий эксперта о кассовом разрыве
О факторах, влияющих на возникновение кассового разрыва, и методах его предотвращения рассказала Наталья Казанцева, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления.
«Важно понимать, что для предприятия существует как внешняя, так и внутренняя среда. И если первая влияет на наступление кассового разрыва довольно редко и в основном из-за форс-мажорных обстоятельств либо роста цен, сезонности и других факторов, то вторая — основная причина его появления», — считает эксперт.
Доцент перечислила наиболее распространенные ошибки, которые приводят к временной нехватке средств:
- просчет менеджмента в операционной деятельности: неконтролируемая дебиторская задолженность, неправильные закупки и др.;
- неграмотное инвестирование;
- неумение сопоставлять расходы с доходами при формировании финансового бюджета.
«Ежедневный контроль остатков денежных средств на начало дня, поступлений и расходов позволит избежать кассового разрыва, особенно этот совет актуален для малых и средних предприятий. Важно использовать электронный документооборот и вести переговоры с поставщиками, применять инструменты рассрочки и отсрочки», — дополнила Наталья Казанцева.
По мнению эксперта, если кассовый разрыв все же наступил, следует использовать такие финансовые инструменты, как овердрафт или факторинг. Но они увеличивают расходы, так как их предоставляют банковские и факторинговые организации. Поэтому самый надежный инструмент финансового планирования — создание подушки безопасности в виде резервного фонда из собственной прибыли для покрытия кассового разрыва.
Что нужно запомнить о кассовом разрыве компании
Если кассовый разрыв возникает раз за разом, значит в управлении бизнесом что-то пошло не так. Вот ключевые моменты, о которых следует помнить при временной нехватке средств на счете.
1. Кассовый разрыв — это ситуация, когда у компании есть прибыль, но временно нет денег на операционные расходы.
2. Кассовый разрыв приводит к неприятным последствиям:
- невозможности платить по счетам;
- задержкам заработной платы;
- ухудшению отношений с клиентами и партнерами.
3. Средств на счете может не хватать по разным причинам:
- неправильно спланированные доходы и расходы;
- оплата товаров и услуг компании с отсрочкой;
- уход крупного клиента
и т. д.
Если оборотных средств не хватает, необходимо искать ошибки в управлении, бухгалтерском учете или бизнес-стратегии компании и устранять их.
4. Чтобы избежать кассового разрыва, к нему необходимо готовиться заранее:
- взять кредит;
- воспользоваться факторингом;
- договориться о конкретных сроках платежей с дебиторами;
- достичь более гибких договоренностей с кредиторами;
- отказаться от выплаты авансов.
5. В случае кассового разрыва не следует бросаться в крайности, поднимая цены или, наоборот, устраивая распродажу. Не следует также устранять его задержкой заработной платы сотрудникам, так как это карается законом: возможна как административная, так и уголовная ответственность.
6. Планировать бюджет компании поможет платежный календарь, тщательно составленные договоры с контрагентами, своевременно взятый кредит и оформленный факторинг.
Список источников
1. Часть 2 статьи 142 Трудового кодекса РФ.
2. Часть 6 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).
3. Статья 145.1 Уголовного кодекса РФ.
Автор: Катунина Анна
Эксперты:
Наталья Казанцева, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления
Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ