Придорожное ограждение: власти намерены ужесточить контроль за мобильными АЗС

Крупные участники рынка считают, что эксплуатацию передвижных автозаправочных станций на дорогах необходимо запретить.

Источник: Reuters

В России намерены ужесточить контроль за деятельностью мобильных и контейнерных автозаправочных станций. Это связано с тем, что часть из них не соблюдает правила безопасности: стоят возле дорог и зданий, а также нарушают правила торговли. Продажа контрафактного топлива на таких АЗС и отсутствие госконтроля за ними наносит ущерб бюджету на десятки миллиардов рублей в год. В Госдуме намерены пересмотреть нормы Градостроительного и Земельного кодексов, а также закона о торговле. Участники рынка и вовсе считают, что необходимо ввести полный запрет на эксплуатацию передвижных автозаправочных станций на дорогах общего пользования и уличной дорожной сети. О перспективах развития этого сектора топливного рынка — в материале «Известий».

Передвижные и контейнерные АЗС

В Госдуме рассмотрели обращения от региональных властей о деятельности мобильных и контейнерных автозаправочных станций, рассказал «Известиям» зампред думского комитета по энергетике Юрий Станкевич. По его словам, парламентарии выявили целую череду проблемных вопросов. В связи с этим власти намерены ужесточить контроль за передвижными АЗС.

По словам депутата, генеральной схемы размещения АЗС на федеральном уровне нет, в регионах такое планирование носит единичный характер и продиктовано исключительно позицией инициативных губернаторов, не имеющих на то исчерпывающих полномочий. В результате реформы контрольно-надзорной деятельности из зоны внимания Ростехнадзора выведены АЗС, кроме газовых. Правила установки мобильных станций сведены на уровень ГОСТа и сводов правил, за соблюдением которых никакие госструктуры системно не наблюдают, добавил он.

— Парадоксально, но факт: при жестком контроле государства за модернизацией НПЗ, наращиванием объемов выпуска бензина и дизеля, выполнением компаниями инвестиционных программ, ограничением экспорта развитие розничной торговли, по сути, пущено на самотек, — подчеркнул Юрий Станкевич.

Среди предложений, обсуждаемых в Госдуме: необходимость пересмотра норм Градостроительного, Земельного кодексов, законов о торговой деятельности, а также Кодекса об административных правонарушениях, рассказал парламентарий.

— С учетом отзывов, поступивших от регионов, планируется в ходе осенней сессии выйти на внесение законодательных инициатив, — отметил депутат.

В Росстандарте рассказали, что передвижные и контейнерные автозаправочные станции функционировали в России еще в 1990-е годы, но практически исчезли в процессе развития топливного рынка, расширения сетей АЗС, формирования на заправках полноценной инфраструктуры придорожного сервиса.

— Однако сейчас они вновь появились, в отдельных регионах это приобретает массовый характер. Если по всей стране действует более 25 тыс. стационарных АЗС, то количество нестационарных неизвестно — по отдельным экспертным оценкам, в некоторых субъектах уже свыше 10% автомобильного топлива реализуется через подобные АЗС — у них есть свой рынок и свой потребитель, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

По словам зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, таких АЗС в России уже насчитывается тысячи. И их количество только растет.

— Очередь на изготовление бензороботов расписана на десять месяцев вперед, — добавил руководитель сети «Стандарт Ойл» Александр Вахрушин.

Контейнерные АЗС изначально были рассчитаны на заправку корпоративных парков, напомнил Дмитрий Гусев.

— То есть, если у предприятия большой парк автомобилей, ты можешь разместить «контейнерку» на территории. С учетом того, что там был определенный правовой пробел, бизнесмены стали их ставить не только на закрытых территориях. При этом не соблюдаются никакие требования, ни по подключению к дорожной сети, ни по безопасности, ни по экологии. То есть фактически вы находите площадку, засыпаете ее щебнем, ставите контейнер и начинаете заправлять машины, — отметил собеседник «Известий».

По словам Юрия Станкевича, отсутствие планирования развития АЗС, исходя из численности проживающих в населенных пунктах, динамики автопарка и дорожной сети, потенциала спроса на топливо, наряду с отсутствием должного контроля со стороны государства приводит к появлению фирм, которых в силу их экономической природы можно смело относить к однодневкам.

Комитет по энергетике Госдумы отправил запросы во все регионы, на основе ответов которых будет подготовлена статистика ЧС, связанных с такими АЗС, добавил депутат.

Контрафакт и безопасность на мобильных АЗС

Как отметил Дмитрий Гусев, контейнерные АЗС размещают в населенных пунктах, не соблюдая норм от удаленности от зданий в 100 м, от дороги в 20 м. Некоторые из них располагаются вблизи опоры электропередачи.

По словам Юрия Станкевича, установка контейнера по затратам несоизмерима с инвестициями в строительство традиционной АЗС, разница измеряется порядками (1−3 млн рублей против 80 млн и выше). Цель такого «бизнеса» понятна, считает собеседник, — найти покупателя, предоставив ему максимальный дисконт за счет ухода от налогов, отсутствия сервиса, контроля за объемом и качеством топлива.

— Топливо на таких АЗС дешевле, чем на стационарных. Разница составляет примерно 7−8 рублей за литр. Ну, а кроме того, само топливо там достаточно сомнительного качества, — добавил Дмитрий Гусев.

В свою очередь, в Росстандарте «Известиям» заявили, что ведомство, выступая в качестве органа, осуществляющего госконтроль за автомобильным топливом, проводит системную работу по недопущению на рынок некачественного горючего. По данным ведомства, с 2015 года доля фальсифицированного топлива на рынке снизилась с 20 до 4%.

В планах Росстандарта эту тенденцию транслировать и на мобильные АЗС. Однако там отмечают, что в настоящее время есть сложности с идентификацией хозяйствующих субъектов, что влечет невозможность проведения проверок. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию контроля качества реализуемого на таких объектах автомобильного топлива. В федеральном агентстве отметили, что уже начали работу по урегулированию данного вопроса.

— В июле госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции утвердила подготовленную Росстандартом дорожную карту по внесению изменений в нормативные правовые акты, связанные с регулированием деятельности по реализации автомобильного топлива через передвижные и контейнерные АЗС. Также межведомственная отраслевая рабочая группа при госкомиссии совместно с региональными властями разработает рекомендации относительно порядка размещения таких станций, — отметили в Росстандарте.

Ущерб для экономики

Председатель комитета законодательного собрания Нижегородской области по экологии и природным ресурсам Владислав Атмахов отмечает, что так называемые контейнерные заправочные станции как раз попали на пересечение законодательства и никоим образом не контролируются.

— Чтобы установить стационарную АЗС, должны быть локальные очистные сооружения, твердое покрытие, противопожарные меры. И в случае нарушений ее деятельность легко ограничить. А деятельность контейнерных АЗС сложно остановить. Их можно легко загрузить на автомобильный тягач и перевезти на другое место, — отмечает собеседник.

По его словам, мобильные АЗС наносят ущерб и экологии. Кроме того, в результате проверок было выявлено большое количество нарушений в документальной базе.

— На таких АЗС нет оператора, отмечается несовпадение стоимости указанного вида топлива на ценнике и реальной или какое количество горючего было отпущено. Иногда чеки и вовсе не выдают, — говорит собеседник «Известий».

По словам Александра Вахрушина из «Стандарт Ойл», согласно экспертной оценке, от действий таких АЗС российский бюджет недополучает порядка 18 млрд рублей в год.

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша рассказал «Известиям», что в начале июня на первом заседании межведомственной отраслевой рабочей группы по противодействию незаконному обороту автомобильного топлива был рассмотрен вопрос о разработке дорожной карты по внесению изменений в нормативные правовые акты, связанные с регулированием деятельности мобильных АЗС.

Однако, по его словам, представленная дорожная карта не затрагивает обязательный элемент регулирования, касающийся определения порядка условий размещения самих заправочных станций.

— РТС предлагает рассмотреть в дорожной карте полный запрет на эксплуатацию передвижных автозаправочных станций на дорогах общего пользования, уличной дорожной сети городских поселений за исключением случаев ликвидации аварий и ЧС, а также при использовании в труднодоступных районах или на закрытых территориях, при условии соблюдения всех обязательных требований, предъявляемых к передвижным автозаправочным станциям, — отметил Евгений Аркуша.

Что касается контейнерных АЗС, то, по словам главы РТС, необходимо внесение изменений в Градостроительный и Земельный кодексы РФ в части определения требований к их эксплуатации, размещению и порядку предоставления земельных участков под такие объекты. Собеседник «Известий» считает, что вид разрешения на использование земельного участка под контейнерные АЗС должен быть аналогичен разрешению для стационарной станции.

С коллегой соглашается и руководитель сети «Стандарт Ойл» Александр Вахрушин. По его словам, необходимо на законодательном уровне приравнять контейнерные АЗС к стационарным.

Узнать больше по теме
Экспорт: от нефти и газа до цифровых решений
В глобальном мире перемещение товаров и услуг из одной страны в другую для продажи — это прежде всего обмен ресурсами, технологиями и культурой. Например, когда кофе из Бразилии попадает в европейские кофейни, а китайские автомобили ездят по дорогам России, мы видим, как экспорт превращает локальное в международное. В статье мы разберем, как работает экспорт, чем он отличается от импорта, как он способствует росту ВВП государств и поддержке национальных валют.
Читать дальше