Минпром предложит урезать программу лизинга судов почти на ₽100 млрд

Минпромторг предложит правительству сократить программу льготного лизинга судов на 96,2 млрд руб. из-за роста себестоимости строительства. Ведомство также разработало новый механизм лизинга через структуру ОСК «Машпромлизинг».

Источник: Unsplash

Минпромторг прорабатывает сокращение программы льготного лизинга судов на 96,2 млрд руб. — с 231 млрд до 134,8 млрд руб., заявлено во внутренней июньской презентации ведомства, с которой ознакомился РБК. Министерство предложит правительству уменьшить число судов на 69 штук, до 191. Два источника РБК, близкие к Минпромторгу, утверждают, что решение о корректировке программы должен будет принять департамент оборонно-промышленного комплекса в правительстве, который исторически курирует в том числе гражданское судостроение.

В Минпромторге и правительстве не ответили на запросы РБК.

Что происходит с льготным лизингом судов

Программа льготного лизинга гражданских судов объемом 231 млрд руб. была запущена в начале 2023 года распоряжением правительства № 337-р. Оператором была назначена Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, подведомственная Минтрансу). Предполагалось, что программа будет профинансирована на 136 млрд руб. за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), 85 млрд руб. планировалось привлечь в виде кредитов и займов со сроком погашения 28 лет — с 2023 до 2050 года, еще 10 млрд руб. было направлено из бюджета в уставный капитал ГТЛК. В рамках программы в 2023—2027 годах планировалось построить 260 судов, в том числе 119 грузовых, 73 пассажирских, десять рыбопромысловых, 27 дноуглубительных, 20 барж, по пять буксиров и крупнотоннажных судов и один плавучий док массой до 1,5 тыс. т. ГТЛК должна была начать передавать суда в льготный лизинг с 2024 года на срок до 25 лет по лизинговой ставке 2,93% годовых для пассажирских и круизных судов, 4,51% для рыболовных и дноуглубительных судов, а также плавучего дока и под 7,6% для грузовых и крупнотоннажных судов.

Декабрьским решением главы правительства Михаила Мишустина № ММ-П7−46328 программа была сокращена на 33 судна. Это потребовалось, чтобы высвободить средства на строительство двух паромов на верфи «Звезда» общей стоимостью 30 млрд руб.: их планируется использовать на линиях между Калининградской и Ленинградской областями. Еще часть ассигнований высвобождена под строительство пяти танкеров проекта 19900 М на Бакинском судостроительном заводе в Азербайджане. Объем привлекаемых средств ФНБ был снижен с 136 млрд до 97,9 млрд руб. с сохранением условий их привлечения: доля средств фонда в программе составляет 58,9%, купон на 1,5% годовых начисляется с момента получения займа и выплачивается раз в квартал, а тело займа его получатель начинает оплачивать после сдачи судна. Дата зафиксирована в облигации, под которую привлечены средства ФНБ, и в случае срыва сроков строительства не может быть изменена — судовладелец обязан гасить тело долга, даже если не получил изделие в срок.

Минпромторг в своей презентации предлагает снизить количество судов в программе еще на 36 штук, до 191 судна. В этом случае в программу не попадут 61 грузовое или крупнотоннажное судно и восемь рыбопромысловых и дноуглубительных, а число пассажирских и круизных судов по сравнению с первой редакцией не изменится (73 штуки).

Объем средств ФНБ в программе предлагается оставить на уровне 97,9 млрд руб., доля фонда вырастет с 58,9 до 72,6% за счет снижения общего объема программы. Минпромторг предлагает изменить и условия получения средств ФНБ: предлагает ввести инвестиционную фазу проектов длиной четыре года, когда заемщик будет ежеквартально выплачивать купон в размере 0,01%. Поднять его до 1,5% предлагается по окончании инвестиционной фазы — через четыре года после предоставления средств. Минпром также предложил начать выплачивать тело займа через четыре года с даты его размещения, а не после сдачи судна заказчику.

В документе также отмечено, что Минфин не поддержал увеличение доли средств ФНБ в программе и снижение доходности размещения. В Минфине не ответили на вопросы РБК о предложениях относительно новых параметров программы.

Какие суда уже строят

Контракт на строительство крупнейшей серии судов по программе льготного лизинга подписан в 2023 году: в июне во время Петербургского международного экономического форума ГТЛК объявила о размещении на нижегородском заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) 34 сухогрузов проекта RSD59.

ГТЛК сообщала, что первые десять судов серии будут переданы до конца 2024 года, следующие 12 — до конца сентября 2025 года, еще 12 — до конца января 2027 года. Источники РБК в судостроительной отрасли говорят, что пока ГТЛК не получила и не передала судовладельцам ни одного сухогруза из этой серии. В ГТЛК отказались от комментариев. Собеседники РБК в отрасли говорят, что сроки сдачи смещаются и у других типов судов, прописанных в программе.

Новая программа ОСК

В презентации Минпромторга представлены четыре варианта расширения инструментов льготного лизинга судов. Наиболее перспективным вариантом ведомство считает создание отдельной отраслевой лизинговой компании с подчинением Минпромторгу, по аналогии с Росагролизингом. Для этого на новый национальный проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» предлагается выделить 13,1 млрд руб. в 2026—2027 годах и 58,4 млрд руб. на 2026−2030 годы.

Этот вариант должен обеспечить необходимую для судовладельцев лизинговую ставку, возврат средств в судостроительную отрасль, паритет судовладельцев и судостроителей, адаптированность к изменению условий проектов и полный контроль Минпромторга как за движением бюджетных средств, так и за реализацией проектов. Ведомство предлагает использовать схему, предложенную председателем совета директоров ОСК (находится в управлении банка ВТБ) Андреем Костиным: сделать взнос в уставный капитал ОСК с последующим взносом в уставный капитал ее дочерней лизинговой компании «Машпромлизинг». Кому и когда Костин направил это обращение, в презентации не указано. ВТБ переадресовал вопросы в ОСК, где адресата обращения Костина называть не стали. Представитель ОСК только отметил, что «корпорация поддерживает инициативы Минпромторга по поддержке спроса на обновление и расширение гражданского флота с привлечением инструментов льготного лизинга».

Источник РБК, знакомый с ходом выполнения программы, пояснил, что ОСК рассчитывает получить финансирование под те суда, которые заложены еще по программе лизинга, определенной распоряжением № 337-р. Другой собеседник, близкий к Минпромторгу, утверждает, что идея создания такого механизма принадлежала предыдущему руководителю корпорации Алексею Рахманову, но несколько лет назад не получила одобрения выше.

«ОСК нужен был свой магазин, который позволял бы на выгодных условиях обеспечивать сбыт», — пояснил один из собеседников. Он отметил, что природа Росагролизинга отличается от предлагаемой Минпромом схемы, так как эта компания управляется Минфином, а «Машпромлизинг» находится под контролем ОСК.

Один из собеседников РБК пояснил, что предлагаемый механизм позволяет покрывать инфляцию за счет процентных платежей, а выплачиваемое судовладельцем тело займа направлять на строительство нового судна, что делает эти средства фактически «бесплатными» для отрасли. «Привлечение коммерческих кредитов убьет программу», — уверен он.

Вариант предполагает, что доля вложения бюджетных средств в условный сухогруз проекта RSD59 стоимостью 2 млрд руб. (собеседники РБК говорят, что сейчас он стоит дороже) со сроком строительства 18 месяцев и лизинговыми платежами, растянутыми на 240 месяцев, составит 88,08% (1,76 млрд руб.), средневзвешенная ставка по договору лизинга — 4,6%, а ежемесячный платеж — 16,5 млн руб. «Машпромлизинг» сможет реинвестировать в отрасль 1,76 млрд руб. после выплаты лизинговых платежей.

Альтернативные программы

Минпромторг также презентовал три альтернативных варианта стимулирования отрасли:

  • субсидирование лизинговых компаний из бюджета для компенсации недополученных ими доходов из-за низкой ставки лизинга (по аналогии с субсидированием автопрома);
  • докапитализация единого оператора лизинговых программ (ГТЛК) через коммерческий банк (он не назван);
  • предоставление субсидии на купонный доход по облигациям «Дом.РФ».

Субсидирование лизинговых компаний предполагает самую низкую долю вложения бюджетных средств в строящееся судно по сравнению с другими вариантами. В условном сухогрузе RSD59 она составит 49% (980 млн руб.), а доля коммерческих кредитов — 51%. Но средневзвешенная ставка по договору лизинга в этом случае составит 24,5%, это самый высокий уровень из всех вариантов. Ежемесячный лизинговый платеж с НДС составит 26 млн руб. при 20-летнем сроке аренды судна и 28 млн руб. — при десятилетнем.

Докапитализация единого оператора лизинговых программ (ГТЛК) предполагает долю бюджетных средств в изделии на уровне 88,08%, или 1,76 млрд руб. для сухогруза стоимостью 2 млрд руб. Средневзвешенная ставка по договору лизинга составит 4,6%, ежемесячный платеж — 16,5 млн руб.

Субсидирование купонного дохода по облигациям «Дом.РФ» — механизм, который сегодня применяется для стимулирования продаж сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники. Вместо прямого субсидирования покупателей, как в классическом льготном лизинге, государство в лице Минпромторга направляет бюджетные средства компании, предоставляющей финансирование под сделки («Дом.РФ»). «Дом.РФ» выпускает облигации, чтобы привлечь деньги с рынка под определенную ставку, бюджетные вливания позволяют банку сократить расходы на обслуживание долга (субсидия покрывает купонный доход держателей бондов) и предложить клиентам льготные условия лизинга. В мае старший вице-президент «Дом.РФ» Александр Аксаков сообщал, что банк направит на поддержку производителей 380 млрд руб., техника будет передана в лизинг по ставке 6−7% годовых.

В предложении Минпромторга поставка из-за ограничения объема субсидий составит 6,5% годовых, что превышает приемлемый для судовладельцев уровень 4,6%. Доля бюджетных субсидий при ключевой ставке Центробанка 20% в сухогрузе стоимостью 2 млрд руб. составит 246,03% (4,9 млрд руб.). Ежемесячный лизинговый платеж — 16,5 млн руб.

Что говорят эксперты

Партнер SBS Consulting Олег Сутырин считает, что сокращение программы — вынужденная мера, продиктованная резким ростом стоимости судостроительных работ. Он считает, что в условиях бюджетных ограничений и необходимости сохранения программы корректировка параметров технически допустима. Однако сокращение противоречит задачам обновления флота: для этого требуется ежегодно вводить в эксплуатацию не менее 200−220 новых судов.

Сокращение финансирования, по мнению эксперта, может поставить под угрозу и запуск серийного производства комплектующих: развитие компетенций и производственных мощностей требует инвестиций.

Сутырин отмечает, что средний возраст судов в России — около 40 лет. Избыток стареющей техники ведет к росту рисков аварий, несоответствию флота современным экологическим требованиям, низкой топливной эффективности, высоким затратам на ремонт и эксплуатацию.

Эксперт считает, что с учетом «катастрофического» состояния флота и стратегической важности водного транспорта необходимо увеличить финансирование программы из бюджета или ФНБ. «В условиях санкций, высокой стоимости заемных ресурсов и роста цен льготный лизинг — единственный реальный механизм, позволяющий обновлять флот. Без масштабной господдержки программа теряет смысл», — считает он. Сутырин также назвал предложение Минпрома снизить доходность ФНБ в первые четыре года с 1,5 до 0,01% разумным, так как это позволит снизить финансовую нагрузку на проекты на критическом стартовом этапе.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что после перехода ОСК в управление ВТБ и смены руководства интерес корпорации к лизинговому бизнесу вырос. Сегодня необходимы как оптимизация количества судов в основной программе лизинга из-за объективно растущих издержек, так и использование дополнительных механизмов поддержки судостроения. «Сложно обеспечить прямое субсидирование из бюджета с учетом масштабов его дефицита. Тогда как докапитализация ГТЛК за счет коммерческих банков выглядит рациональной и возможной с учетом наработанных компанией опыта и компетенций», — резюмировал Бурмистров.

Узнать больше по теме
Лизинг — популярный инструмент привлечения инвестиций в малый бизнес
Одна из главных проблем для всех форм бизнеса — найти финансы для развития. Собственных денег зачастую не хватает, а кредит доступен далеко не всем. В нашем материале мы расскажем о таком удобном инструменте привлечения средств как лизинг. Узнайте, что это такое и как его получить.
Читать дальше