Дороге — знак: наведение порядка с весогабаритным контролем обойдется в 7,6 млрд

Половина из почти 600 установленных весов на федеральных и региональных трассах не работает.

Источник: РИА "Новости"

Для наведения порядка с весогабаритным контролем потребуется 7,6 млрд рублей, подсчитали перевозчики. По данным Счетной палаты, половина из почти 600 установленных весов не работает. Их отключают из-за сбоев датчиков, дефектов дорожного полотна и нарушений в работе оборудования. Бюджет недосчитался около 26 млрд рублей, заявили аудиторы. Перевозчики просят ввести уголовную ответственность для чиновников за некачественную установку такого оборудования. Ассоциация «Грузавтотранс» обратилась в Госдуму.

Пункты весового контроля

За период реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» на дорогах страны было размещено 579 автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), предназначенных для взвешивания грузовиков. Половина из них не функционируют и не осуществляют фиксацию нарушений, сообщила Счетная палата по итогам своего аудита. На федеральных трассах выведенными из строя оказались 34 из 75 пунктов взвешивания грузовиков, а на региональных дорогах 220 из 503 АПВГК, выяснили там.

Станции отключались из-за сбоев в работе оборудования. В 43,2% случаев наблюдались дефекты дорожного покрытия, которые влияли на точность измерений. В 24% случаев ломались измерительные приборы.

— Приборы АПВГК требовательны к асфальтовому покрытию. Если на нем есть ямы или трещины, то точность измерений искажается. Весы начинают врать, — сказал «Известиям» президент ассоциации автоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Колеса грузовика на ямах прыгают и бьют по датчикам, из-за чего нагрузка растет и весы показывают перегруз. В результате перевозчики получают необоснованные штрафы до 600 тыс. рублей.

После проверок владельцы АПВГК вынуждены отключать пункты взвешивания во избежание необоснованных штрафов. В таком состоянии пункты находятся месяцами.

По информации «Грузавтотранса», чтобы отремонтировать АПВГК, необходимо демонтировать дорожное полотно, переустановить датчики, произвести переналадку оборудования. На это уходит порядка 25−30 млн рублей на один пункт. Кроме того, даже неработающие весы требуют обслуживания, на которое уходит до 3,5 млн рублей ежегодно. В результате на поддержание неработающих пунктов взвешивания каждый год тратится почти 890 млн рублей, а для их ремонта и запуска может потребоваться еще 7,6 млрд в год, отметили в ассоциации.

По данным Счетной палаты, из-за проблем с функционированием АПВГК размер недополученных доходов бюджетов разных уровней оценивается в почти 26 млрд рублей. Из указанной суммы 4,5 млрд убытка приходится на федеральные пункты, а 21,5 млрд — на региональные.

В Минтрансе отметили, что ведут планомерную работу по решению проблемных вопросов, связанных с работой системы весогабаритного контроля на дорогах. Совместно с Ространснадзором и представителями бизнес-структур подготовлен законопроект, который правительство внесло в Госдуму в июле 2025 года. Документ позволит создать единую автоматизированную систему весогабаритного контроля на автодорогах, которая объединит все АПВГК в единый контур и обеспечит автоматизированный мониторинг функционирования каждого пункта, сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства.

Там также добавили, что руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Гулин сосредоточится на повышении эффективности работы системы весогабаритного контроля.

«Грузавтотранс» в свою очередь направил письмо председателю фракции «Справедливая Россия» Сергею Миронову с предложением проработать вопрос об ужесточении ответственности вплоть до уголовной для лиц, устанавливающих АПВГК с нарушениями. Ассоциация попросила депутатов инициировать изменения в нормативно-правовые акты, потому как, по их мнению, собственники трасс не содержат в надлежащем состоянии дорожное полотно на АПВГК и игнорируют требования установки оборудования, указано в письме ассоциации.

«Известия» направили запросы в Ространснадзор и Госдуму.

Почему дорожные весы показывают перевес

— Ошибки в работе АПВГК фиксируются при работе с одинаковыми грузами, к примеру с лесом. Один куб древесины весит одинаково, и при загрузке 26 кубов мы всегда получали порядка 27 т, — рассказал «Известиям» перевозчик из Санкт-Петербурга Федор Попов. — Но в марте этого года при той же загрузке весы неожиданно стали показывать 52 т, и мне пришло более 40 штрафов на сумму порядка 20 млн рублей.

Причем поступили они два месяца спустя, когда доказать правоту было уже невозможно, добавил перевозчик.

— Ошибочные показания АПВГК могут достигать 40%, — рассказали «Известиям» в департаменте безопасности дорожного движения ГК «ГЛТ». — Причина тому — несвоевременное обслуживание технических устройств, низкое качество комплектующих этих комплексов. Не исключено, что негативное влияние на оборудование оказывают температурный режим и климатические факторы.

Кроме того, в регионах недостаточно квалифицированных специалистов, способных обслуживать чувствительные приборы на АПВГК, добавили в компании.

— Весы могут хорошо работать только при соблюдении всех требований производителя, — рассказал технический эксперт ассоциации «Грузавтотранс». — За 100 м до рамки и на протяжении 50 м после нее не должно быть дефектов дорожного полотна, а уклон не может превышать 3%.

Строгие требования и к асфальту, укладываемому на АПВГК. Важна его способность сопротивляться износу, потому как на взвешивание влияет колейность. Она не должна превышать 10 мм. Если перепад высот больше, то весы будут выдавать некорректные данные. Даже снежные наносы и наледи могут влиять на измерения, добавил эксперт.

В ГК «ГЛТ» считают, что для нормальной работы весов требуется проводить их регулярный технический контроль, не формально, на бумаге, а в реальности. Кроме того, требуется проводить регулировку, настройку, поверку средства измерения один раз в два-три месяца. Однако эти требования выполняются далеко не всегда, добавили там.

Узнать больше по теме
Доход: основные виды и особенности
Учет денежных и нематериальных ресурсов — основа для принятия финансовых решений, планирования бюджета и инвестирования. Рассказываем, что такое доход, какие бывают виды и источники поступлений, а также какие активы нельзя отнести к доходам.
Читать дальше