Проект постановления опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Верхняя часть отечественных банкоматов, как отмечают опрошенные «РГ» эксперты, локализована уже значительно, а наибольшие проблемы возникают с нижней, или модулем рециркуляции. Для создания своего потребуется еще несколько лет.
Предлагаемые изменения, как указывается в пояснительной записке, учтут требования ко всем технологическим операциям в производстве и определят темп роста локализации технологий по годам.
С 1 января 2026 года по балльной системе минпромторга (инструмент для оценки степени локализации промышленной продукции) банкоматы должны набрать 35 из 100 баллов, с 2028 года — не менее 60, а в 2030 году — не менее 80.
К 2027 году планируется создать свой модуль рециркуляции, который отвечает за прием, выдачу, проверку и сортировку банкнот.
Балльная система теперь коснется и компонентов банкоматов. Для модуля обработки и транспортировки купюр, счетных машин и аналогичных устройств нужно будет набрать не менее 45, 70 и 85 баллов в зависимости от года. Для устройства определения подлинности банкнот, то есть ОЕМ-валидатора, — не менее 55 баллов с 2026 года, не менее 65 баллов с 2028 года и не менее 80 баллов с 2030 года.
В документе отмечается, что предыдущие требования по локализации от 2022 года не учитывают особенностей производства специализированных модулей и комплектующих.
Поправки позволяют более гибко и детально оценить степень локализации банкоматов, переходя от стоимостных показателей к оценке в баллах конкретных узлов, считает Михаил Гордиенко, профессор кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова.
«В этой связи контроль за истинным импортозамещением, безусловно, повышается», — добавил он. Более адекватной текущим вызовам и возможностям отрасли, по его словам, становится и шкала оценивания.
«Постановление рассчитано на то, чтобы увеличить долю отечественных составляющих. И вступление в силу поправок не будет означать, что все сразу побегут менять банкоматы. Это именно требование для банков на закупку новых устройств. А в год меняется 10−15% парка», — рассказал «РГ» Алексей Войлуков, MBA-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС.
Если установить норму закупки половины отечественных банкоматов, то до 5−7% парка будет на них переходить ежегодно. При этом наличные постепенно уходят на второй план по спросу и по использованию, указывает эксперт. Поэтому банки уже не первый год оптимизируют банкоматную сеть. В течение пяти лет парк продолжит сжиматься.
Отечественных банкоматов при этом не так много — как оценивает профессор Войлуков, их доля составляет менее 1%. Но российские компании активно их разрабатывают и выводят на рынок. Сейчас этим занимаются четыре компании, но ключевых две — «Банковские и финансовые системы» (BFS) и «САГА Технологии». Срок службы банкомата в среднем составляет семь-восемь лет, и многие банкоматы, которые встречаются сейчас, обновлялись еще до 2022 года, добавил Войлуков.
Источники на банковском рынке говорят, что большинство банкоматов на российском рынке — это корейские модели. Сколько закупалось отечественных устройств в прошлом или текущем году, сказать пока сложно, добавил Войлуков. Но доля в закупке уже выше.
Российские операционные системы готовы к использованию в банкоматах. Есть пример создания банкомата, причем с использованием не только российской операционной системы «Альт», но и отечественного процессора «Эльбрус», говорит Алексей Смирнов, председатель совета директоров «Базальт СПО».
Верхний модуль (компьютер, узел связи) действительно локализован значительно, отмечает Гордиенко, с оговоркой, что российские процессоры «Эльбрус» частично производятся на фабрике за рубежом.
Наиболее существенные проблемы — с модулем рециркуляции, которые импортируются из Китая и Кореи, в частности валидатором купюр, с многочисленными сложными в производстве датчиками проверки подлинности.
Валидатор распознает купюру, читает все признаки для определения номинала и подделок, объясняет Войлуков. И, соответственно, обвязка этого валидатора — это весь модуль рециркуляции (то есть нижняя часть банкомата), который позволяет после проверки купюру отправлять либо в нужные кассеты по номиналам, либо возвращать назад, если она считается подделкой.
«У нас никто подобные вещи никогда раньше не выпускал. В 2022—2023 годах Гознак договорился об этом с BFS — сделать отечественный модуль рециркуляции со своим валидатором. На эту разработку нужно несколько лет. И тогда, по сути, можно сказать, что на 90% и больше банкоматы будут уже российскими», — добавил Войлуков.