НовостиЭкономикаКурсы

Эксперт перечислил причины подорожания товаров на маркетплейсах

16 июля,источник: Финансы Mail

Цены на маркетплейсах растут, и это замечают все: привычные товары, будь то наушники, одежда или посуда, стоят дороже, чем год или два назад, несмотря на изобилие скидок и акций, рассказывает Аскар Рахимбердиев, генеральный директор ERP МойСклад.

Источник: Freepik

Он также объяснил Газете.Ru, почему так происходит и кто за это платит.

Согласно недавнему опросу МоегоСклада, главной головной болью для продавцов на маркетплейсах стал рост комиссий — на это указали 24% респондентов. Еще 16% особенно обеспокоены полной непредсказуемостью работы: платформы в любой момент могут взвинтить комиссии, изменить тарифы или поменять правила. А для 9% предпринимателей основной проблемой является система скидок маркетплейса, участие в которой фактически стало обязательным.

«Комиссии — одна из ключевых причин роста цен на маркетплейсах, наряду с общеэкономическими факторами. Конечно, на стоимость товаров влияют курс рубля, логистика, инфляция, ключевая ставка. Но в структуре издержек онлайн-продавца именно комиссии и условия платформ становятся все более весомыми и непредсказуемыми. Сегодня на ряде популярных платформ продавец отдает до 25−30% от стоимости каждой продажи. Для сравнения: еще пару лет назад эта цифра колебалась в районе 10−15%. Фактически треть денег с каждой покупки отправляется маркетплейсу», — объяснил эксперт.

Рахимбердиев отметил, что предпринимательская деятельность по определению не может быть убыточной. В связи с этим любые комиссионные сборы неизбежно закладываются в конечную цену товара. Для большинства мелких торговцев, чья маржа обычно колеблется в пределах 15−20%, даже небольшое увеличение комиссии (на 2−3 процентных пункта) оказывается существенной нагрузкой. Чтобы сохранить уровень прибыльности, продавцам приходится корректировать отпускные цены на свою продукцию.

«Следующая причина — промоакции и скидки, которые создают иллюзию выгоды. Скидка 30%, бесплатная доставка, бонусы — это не подарок от площадки. Все эти “плюшки” оплачивает продавец. И тоже включает эти траты в стоимость товара. Если продавец не участвует в акции, его товар исчезает из выдачи. Без платной рекламы продаж почти не будет. В итоге участие в маркетинговых механиках становится не опцией, а обязательным условием. А это значит, что “скидка” в 20% — это часто уже наценка в 25−30%, включенная заранее», — подчеркнул специалист.

Логистика — значимая статья расходов, включающая хранение, упаковку, доставку и обработку возвратов. Эти затраты постоянно растут: за последние 2 года — на 20−30%, особенно в крупных городах. Особенно затратны возвраты: при возврате товара расходы ложатся на продавца. В сегменте одежды, где возвращают до 60% заказов, эти издержки уже заложены в цену товара.

«Госдума на днях в первом чтении приняла законопроект о платформенной экономике, он должен вступить в силу в 2027 году. Он предлагает установить более прозрачные правила для маркетплейсов: регулировать размеры и регламенты комиссий, устанавливать прозрачные условия акций и скидочных механик. На первый взгляд — все справедливо. Однако бизнес пока не видит в проекте реальных инструментов защиты, в частности от контрафакта. Тем не менее сам факт обсуждения закона — уже важный шаг. Маркетплейсы давно вышли за рамки просто площадок — они стали полноценными игроками рынка, и теперь к ним должно быть соответствующее регулирование», — уверен он.

Пока новые правила покупок не действуют, главный инструмент покупателя — осознанный выбор. Эксперт предлагает простые советы, помогающие избежать переплат и лучше понимать, за что вы платите.

  • Сравнивайте цены: Один и тот же товар может иметь разную стоимость на разных площадках, быть дешевле на сайте бренда или даже в обычном магазине.
  • Изучайте условия возврата: Бесплатный возврат давно не является бонусом — продавцы обычно включают его стоимость в цену товара.
  • Проверяйте продавца: Это может быть официальный магазин бренда или компания без опыта и репутации. От этого зависят качество товара, скорость возврата и гарантийные условия.
  • Понимайте наценки маркетплейсов: Хотя маркетплейсы удобны, они все чаще становятся системой с собственными, зачастую дорогими, правилами. Рост комиссий, логистических издержек и обязательных маркетинговых расходов, опережающий рост доходов, приводит к увеличению цен для конечного покупателя.

Эксперт подчеркивает, что в текущих условиях понимание механизмов формирования цены — это уже не просто полезно, а необходимо.

«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».