«Я считаю целесообразным обязать страховщиков при заключении договора инвестиционного страхования жизни дополнительно и отдельно письменно информировать граждан, которые намерены заключить договор, о наличии событий, при наступлении которых ожидаемый доход от инвестиций может быть значительно ниже ожидаемых купонных ставок от вложений в ценные бумаги и доходности от иных инвестиций», — сказал собеседник агентства.
Гибатдинов пояснил, что дополнительное информирование необходимо для разъяснения страхователям, что они заключают договор с возможным, но не обязательным дополнительным доходом, а не оформляют банковский вклад. «Введение обязательного письменного информирования застрахованного лица о сущности договорных отношений и их отличий от договора банковского вклада, таких как, например, отсутствие гарантированного дохода и страхования инвестиций, позволит избежать дальнейших судебных разбирательств. Кроме того, это повысит финансовую грамотность граждан, многим из которых юридический текст договора ИСЖ бывает труден для понимания», — подчеркнул сенатор.
Собеседник агентства добавил, что направил письмо с соответствующей инициативой главе ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной.
Жалобы населения
По словам сенатора, его инициатива связана с участившимися случаями жалоб населения после заключения договоров ИСЖ. Гибатдинов пояснил, что граждане жалуются на недобросовестность коммерческих банков при оформлении соответствующих документов.
«Зачастую граждане не получают полной и своевременной информации о сущности договора, который они заключают в кредитных организациях. Сотрудники банков предлагают к подписанию договоры инвестиционного страхования жизни, при этом не уведомляя клиентов об их существенных условиях, таких как порядок начисления инвестиционного дохода и предмет договора, а также о наличии перечня рисков и реальной возможности не получить по окончании срока договора предполагаемый инвестиционный доход», — отметил собеседник агентства.
Сенатор привел в пример недавнее обращение жительницы Ульяновска, которая просит проверить законность действий банка, выступающего в качестве страховщика по договору ИСЖ. «Согласно условиям договора, застрахованное лицо имело право на инвестиционный доход в размере 7,20% (купонная ставка) от инвестирования части страховой премии в иностранные ценные бумаги, о чем страхователь не был уведомлен до заключения договора. Женщина была уверена, что заключает договор, аналогичный договору банковского вклада с ежегодной выплатой процентов. В результате застрахованное лицо по истечении пяти лет, на которые заключался договор, получило отказ от представителей страховщика в выплате инвестиционного дохода», — уточнил Гибатдинов.
Сенатор отметил, что в условиях среднего уровня правовой грамотности населения недобросовестные представители страховых компаний представляются сотрудниками банка и злоупотребляют доверием граждан, особенно пожилого возраста. «Многие из них обманным путем навязывают заключение договора ИСЖ под видом банковского вклада, обещая более высокую доходность по сравнению с обычным вкладом. В результате такая практика приводит к разочарованию граждан в прозрачности банковской системы и нежеланию инвестировать в финансовые институты, так как они не получают ранее гарантированный доход», — считает собеседник агентства.