Как сообщает Bloomberg со ссылкой на данные аналитической компании Kpler, с января по июнь терминалы в портовых кластерах вокруг Циндао, Даляня и Чжоушаня — основных пунктов импорта нефти — помогли Китаю закупать почти по 1,4 млн баррелей иранской нефти в день.
Согласно материалу статьи, только в июне в порты, расположенные вокруг Циндао, было доставлено 15,5 млн баррелей иранской нефти, что эквивалентно почти 1 млрд долларов по текущим ценам на нефть со скидкой. При этом на разных этапах транспортировки из Персидского залива в Китай использовались танкеры, находящиеся под санкциями.
Хотя Китай официально не признаёт санкции США и отстаивает свое право на торговлю с Ираном, крупные компании, имеющие связи с международными рынками, как правило, крайне консервативны в отношениях с Тегераном и особенно с контрагентами, находящимися под санкциями. Они опасаются, что могут попасть под действие принудительных мер Вашингтона и лишиться доступа к международным рынкам.
Как пишет Bloomberg, использование крупных портов отражает прагматичный подход Китая к неоднозначным заявлениям администрации Трампа, которая обещала «максимальное давление» и бомбила ядерные объекты — только для того, чтобы президент США написал несколько дней спустя в социальных сетях, что Китай «может продолжать покупать нефть у Ирана».
Официально, согласно данным китайской таможни, страна не импортировала ни одного барреля иранской нефти с середины 2022 года. Но нефть, которая загружается в иранских портах, обычно следует из Персидского залива в воды у побережья Малайзии или в другой пункт перевалки, где её перегружают с одного танкера на другой в море.