Как пишет The Financial Times, причина — страх перебоев с поставками из Персидского залива, откуда поступает более 20% дорожного дизеля и свыше половины всего европейского импорта авиатоплива. Особенно уязвимым остается Ормузский пролив — ключевое узкое место для экспорта нефти и нефтепродуктов из региона.
Хотя нефть Brent подорожала лишь на 9% и пока не наблюдается дефицита сырья, именно нефтепродукты реагируют острее всего. Авиатопливо уже торгуется с премией в $27 к Brent, дизель — почти $29.
Эксперты предупреждают: рост цен может ударить по потребителям и авиакомпаниям в ближайшие недели, когда начнется пиковый летний сезон.
Особенно остро ситуация скажется на Великобритании, которая в 2023 году покрывала из-за рубежа треть потребностей в дизеле и две трети — в авиатопливе.
На фоне этого бензин в Европе дешевеет: слабеет спрос в ЕС и на внешних рынках. В частности, Нигерия, ранее крупный покупатель европейского бензина, резко сократила импорт из-за запуска собственного НПЗ Dangote.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».