НовостиЭкономикаКурсы

Российский бизнес в 1 квартале столкнулся с падением спроса

23 мая,источник: Market Power

70% российских предпринимателей столкнулись с сокращением спроса и продаж, следует из данных исследования Института экономики роста им. П. А. Столыпина.

Российский бизнес в 1 квартале столкнулся с падением спроса
Источник: Market Power

Согласно данным института, около 60% опрошенных компаний констатировали снижение физических объемов реализации продукции в период с января по март текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, 20% респондентов сообщили об увеличении продаж, а еще 20% не отметили каких-либо изменений.

Падение выручки в денежном выражении зафиксировано у 56% предпринимателей. Для частичного нивелирования негативного эффекта от снижения физических объемов, 24,5% компаний прибегли к увеличению цен. С другой стороны, 36,4% участников опроса снизили цены для стимулирования спроса, а 24,5% оставили их на прежнем уровне.

Анализ Института экономики роста выявил обратную зависимость между размером бизнеса и степенью падения продаж. Крупные и средние предприятия сообщали о сокращении реализации в 34% случаев, тогда как среди малого бизнеса этот показатель составил 50%, а среди микропредприятий — 66%. Подобная тенденция наблюдалась и в динамике выручки: около трети крупных предприятий и две трети микропредприятий отметили ее снижение.

Эксперты объясняют это тем, что крупные компании более активно использовали повышение цен в качестве компенсационной меры: 33% опрошенных против 23% среди микропредпринимателей. Большинство компаний, повысивших цены (67%), объяснили это ростом издержек, 16,3% связали это с консолидацией с другими участниками рынка, 8,5% заявили, что покупатели готовы приобретать товары по любой цене, а 8,3% сослались на удорожание обслуживания кредитов.

Президент Опоры России Александр Калинин подтвердил тенденцию снижения оборота продаж, отметив, что наиболее сильно это проявилось в сфере услуг, оптовой торговле, логистике, транспорте, металлообработке и строительстве. По мнению Калинина, ключевыми факторами являются сберегательное поведение населения на фоне высоких процентных ставок и усиление конкуренции со стороны маркетплейсов. Доцент РАНХиГС Линда Рыжих также указала на сокращение физических объемов продаж и незначительное уменьшение оборота в денежном выражении, связав это с увеличением склонности населения к сбережениям.

Сергей Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН сообщил, что в мае 2025 года индекс промышленного оптимизма достиг отметки в −6 пунктов, что является минимальным значением с 2022 года. В то же время, Банк России заявил о росте оценок производства и спроса в мае, а также об увеличении индикатора бизнес-климата до 5,1 пункта, что соответствует среднему уровню четвертого квартала предыдущего года. Предприятия чаще всего отмечали увеличение издержек, нехватку кадров и недостаток средств для финансирования оборотных активов.