НовостиЭкономикаКурсы

МФО впервые с 2022 года сократили выдачу займов

23 мая,источник: Market Power

Впервые с 2022 года микрофинансовые организации (МФО) сократили объем выдаваемых займов. Как сообщает Банк России в отчете «Тенденции на рынке МФО за I квартал 2025 г.», в первом квартале 2025 года этот показатель снизился на 1% по сравнению с четвертым кварталом предыдущего года, а общий объем выданных ссуд составил ₽497 млрд.

МФО впервые с 2022 года сократили выдачу займов
Источник: Market Power

В Центробанке отметили, что охлаждение рынка микрозаймов произошло из-за ужесточения макропруденциальных лимитов (МПЛ) для закредитованных заемщиков. Также сказался эффект высокой базы четвертого квартала 2024 года, когда объем микрозаймов вырос на 31%. Кроме того, на динамике рынка отразилось удорожание отдельных категорий займов, которое произошло из-за моратория на ограничение полной стоимости кредита (ПСК).

Мораторий на ограничение ПСК был введен Банком России с 1 января по конец марта 2025 года. Это было сделано для поддержания доступности потребительских займов и снижения рисков манипулирования расчетом ПСК в условиях роста стоимости фондирования МФО, последовавшего за повышением ключевой ставки.

В связи с ужесточением МПЛ микрофинансовые организации начали пересматривать свои продуктовые линейки. Они стали значительно увеличивать сроки займов, чтобы уменьшить размер ежемесячного платежа и снизить показатель долговой нагрузки (ПДН) заемщиков. По данным ЦБ, почти половина микрозаймов (48%) в первом квартале 2025 года была выдана на срок более года. Для сравнения, годом ранее доля таких займов составляла всего 7%.

Одновременно с этим продолжился рост среднего размера займа. Если в начале 2024 года МФО выдавали в среднем ₽14,2 тыс., то в первом квартале 2025 года этот показатель вырос до ₽20,9 тыс. Особенно резкий скачок произошел в последнем квартале 2024 года, когда средняя сумма займа увеличилась с ₽15,6 тыс. до ₽19,9 тыс.

Также в первом квартале 2025 года продолжили расти выдачи займов с лимитом кредитования, которые Центробанк назвал «по своей сути аналогом банковских кредитных карт». За год их доля увеличилась более чем вдвое, с 13% до 27%. В ЦБ полагают, что в преддверии введения ограничений на количество одновременно действующих займов МФО стремятся привлекать новых, более качественных заемщиков и внедрять финансовые решения, позволяющие удерживать клиента в течение более длительного срока. Лучше всего с привлечением новых заемщиков справляются маркетплейсы: более 60% новых клиентов МФО в первом квартале пришли через онлайн-ссуды при покупке товаров на интернет-площадках и POS-займы в торговых точках.