НовостиЭкономикаКурсы

Россиянам объяснили, какую пользу мошенники извлекают из номера СНИЛС и ИНН

07:56 (мск),источник: Финансы Mail

Россияне уже привыкли к попыткам мошенников выяснить пароль от Госуслуг или паспортные данные. Но злоумышленники стали выуживать под разными предлогами номера СНИЛС или ИНН граждан. Что дает эта информация и как обезопасить себя — Финансам Mail рассказала киберэксперт и инженер-аналитик лаборатории исследований кибербезопасности компании «Газинформсервис» Ирина Дмитриева.

Источник: Freepik

На этой неделе россиянам стали поступать звонки от мошенников с легендой о доставке из ПВЗ (пункт выдачи заказа — прим.ред.). Звоня якобы из пункта выдачи маркетплейса, они предлагают привезти заказ домой. Но для «оформления» такой доставки просят назвать СНИЛС, ИНН и код из СМС.

«СНИЛС и ИНН никогда не требуются для доставки товаров. Их запрос — явный индикатор мошенничества». — рассказала эксперт.

Ключевые уязвимости, которые эксплуатируют мошенники — это неосведомленность пользователей о правилах работы маркетплейсов, утечки данных из баз данных маркетплейсов и психологическое давление. В частности, пользователи не знают, что сотрудники доставки не имеют права запрашивать коды из СМС, СНИЛС или ИНН.

Ирина Дмитриева

Она также напомнила, что подавляющее большинство маркетплейсов и служб доставки взаимодействуют с клиентами через официальные приложения или веб-интерфейсы. Данные для идентификации (номер телефона, email, имя) уже содержатся в личном кабинете пользователя и не запрашиваются повторно по телефону.

«Коды из СМС используются только для подтверждения операций в рамках приложения (например, вход в аккаунт, подтверждение оплаты). Законные сервисы (доставки, маркетплейсы) не требуют ИНН и СНИЛС для оказания базовых услуг. Эти данные могут запрашиваться только в исключительных случаях (например, оформление договора с юридическими последствиями), но не по телефону или в мессенджерах», — рассказала Ирина Дмитриева.

Зачем мошенникам СНИЛС и ИНН

Запрос ИНН, СНИЛС или кода из СМС по телефону, также, как и звонки в мессенджерах, эксперт назвала явным признаком мошенничества.

Эти данные используются для идентификации в системе ЕСИА «Госуслуги», поскольку ЕСИА интегрирована с государственными информационными системами (ФНС, ПФР, МВД). «Все это делает ИНН и СНИЛС критичными идентификаторами, а их утечка повышает риск компрометации аккаунта», — подчеркнула она.

Таким образом, мошенники, получив ИНН и СНИЛС, могут восстановить доступ к аккаунту на «Госуслугах» и получают безграничную возможность манипуляции персональными данными жертвы, что позволяет проводить финансовые операции от имени жертвы (например, оформлять кредиты).

«Защита требует повышенной бдительности и понимания, что законные сервисы не используют такие методы взаимодействия», — подытожила она.