Общая выручка Ozon выросла на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув ₽202,9 млрд. Основным драйвером стало увеличение доходов от оказания услуг и рост процентной выручки.
Валовая прибыль продемонстрировала еще более впечатляющий рост, увеличившись на 119% г/г до ₽47,2 млрд. Это стало возможным благодаря улучшению монетизации сервисов маркетплейса и активному развитию финтех-сегмента. Валовая прибыль увеличилась на 1,8 процентных пункта, составив 5,6% от оборота (GMV) с учетом услуг. Этому способствовала оптимизация операционных процессов логистической инфраструктуры в условиях дефицита кадров.
Скорректированный показатель EBITDA вырос на 220% г/г и достиг ₽32,4 млрд, что в основном обусловлено увеличением валовой прибыли. Маржинальность скорректированного показателя EBITDA от оборота (GMV) с учетом услуг значительно улучшилась на 2,1 процентных пункта, достигнув 3,9%. Это произошло благодаря улучшению валовой маржи, контролю над издержками и частичному эффекту масштаба.
Чистый поток денежных средств от операционной деятельности вырос на ₽30,9 млрд г/г, составив ₽32,5 млрд. Это произошло на фоне существенного роста скорректированного показателя EBITDA, положительного вклада от изменений в оборотном капитале и продолжения активного расширения операций финтеха.
Убыток за период сократился на 40% г/г и составил ₽7,9 млрд. Это стало возможным благодаря росту скорректированного показателя EBITDA, который частично нивелировал рост финансовых расходов и увеличение расходов на амортизацию.
Электронная коммерция.
Подразделение e-commerce Озона продолжает расти. Оборот Ozon (GMV) с учетом услуг увеличился на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув отметки в ₽837,8 млрд.
Рост оборота обусловлен увеличением количества заказов. Число активных покупателей на конец первого квартала 2025 года превысило 58 млн, увеличившись на 9 млн по сравнению с прошлым годом. Кроме того, клиенты стали заказывать чаще: частотность заказов возросла с 22 до 27 в год.
Выручка от e-commerce также продемонстрировала положительную динамику, увеличившись на 54% год к году и составив ₽173,4 млрд. В Ozon связывают это с расширением клиентской базы, повышением лояльности покупателей, развитием сервисов и улучшением их монетизации.
Чем Оборот (GMV) отличается от выручки?
Будь Ozon просто онлайн-ретейлером, который покупает товары, а затем перепродает их с наценкой, его выручка в точности совпала бы с оборотом товара на площадке: на какую сумму продал, ту и оставил себе.
Но у компании есть еще и маркетплейс. И тут все гораздо интереснее, ведь деньги за купленный на нем товар, получает не Ozon, а продавец. Маркетплейс же, как посредник, получит от этой сделки некоторую комиссию, которая и будет учитываться в его выручке.
Вот и получается, что через Ozon в первом квартале году было продано товаров и услуг на ₽837,8 млрд, но компания выручила с них лишь ₽173,4 млрд.
Такой оборот еще называют GMV (Gross Merchandise Volume или валовая стоимость товара). Это метрика, которая отображает общий объем продаж товаров или услуг в онлайн-магазине или на платформе e-commerce. Она помогает понять, сколько компания зарабатывает относительно проданного объема товаров, а также позволяет сравнить ретейлеров между собой.
Скорректированный показатель EBITDA вырос почти в 5 раз по сравнению с прошлым годом, достигнув ₽19,3 млрд. Это стало возможным благодаря росту выручки и контролю над издержками. Убыток до налогообложения сократился на 1 процентный пункт и составил 2,0% от оборота (GMV) с учетом услуг, или ₽16,8 млрд.
Финтех.
В составе финтех-подраздения Ozon работают «Озон банк» и МКК «Озон кредит». В первом квартале 2025 года выручка подразделения выросла более чем в 2,5 раза год к году, достигнув ₽39 млрд, благодаря активному развитию кредитного и транзакционного бизнеса.
Количество активных клиентов финтех-сервисов Ozon увеличилось на 57% в годовом выражении, достигнув 31,7 млн к 31 марта 2025 года. Объем операций по Ozon Карте вне платформы составил около 50% от общего числа операций за первый квартал 2025 года, что значительно выше показателя в 30% за аналогичный период 2024 года.
Скорректированный показатель EBITDA увеличился на 121%, достигнув ₽13,1 млрд. Прибыль до налогообложения выросла на 138% в годовом исчислении, составив ₽11 млрд. Положительная динамика обусловлена существенным ростом процентной выручки и доходов от оказания услуг. Привлеченные средства клиентов достигли ₽216,6 млрд на 31 марта 2025 года, увеличившись почти в 3 раза по сравнению с ₽67,5 млрд на 31 марта 2024 года. Это связано с расширением клиентской базы финтех-сервисов и ростом популярности сберегательных продуктов.
Объем займов, выданных клиентам финтеха, остался на уровне конца 2024 года и составил ₽89,1 млрд. Это объясняется сезонностью кредитного бизнеса и жесткой денежно-кредитной политикой Банка России. Однако, по сравнению с ₽50,8 млрд на 31 марта 2024 года, объем выданных займов вырос на 75% год к году. Покрытие неработающих кредитов резервами на кредитные убытки сохранилось на уровне 1,4x по состоянию на 31 марта 2025 года.