Все ключевые виды страхования показали положительную динамику, за исключением страхования от несчастных случаев и кредитного страхования жизни. Чистая прибыль увеличилась на 44 процента, в том числе за счет улучшения результата от инвестиционной деятельности; рентабельность активов составила 8 процентов, рентабельность капитала выросла до 31 процента.
«Хорошие показатели по рентабельности и прибыли создают запас прочности страхового сектора на случай дальнейшего роста выплат и позволят сохранять ценовую стабильность и доступность многих страховых программ», — подвел итоги 2024 года президент ВСС Евгений Уфимцев.
Плюс на минус
Успешными итоги года стали для многих сегментов рынка. Так, премии страховщиков жизни за год превысили 2 триллиона рублей. Факторами роста стали высокие значения ключевой ставки и всплеск инвестиционной активности во втором полугодии — премии увеличились более чем в 3 раза по сравнению с первым полугодием. Несмотря на рост доли краткосрочных договоров, по-прежнему пользовались высоким спросом договоры сроком от 3 до 5 лет, а в целом договоры сроком свыше 3 лет составили львиную долю рынка. Одновременно втрое выросли и выплаты по договорам ИСЖ и НСЖ.
Драйверами роста по иным видам страхования остались добровольное медицинское страхование (ДМС) и автокаско. Так, объем премий по ДМС увеличился на 30 процентов. Росту этого вида страхования как составляющей социального пакета способствует конкуренция за рабочую силу на фоне низкого уровня безработицы, а также повышение среднего возраста трудоспособного населения.
Положительную динамику сохранил объем премий по страхованию имущества, хотя темп прироста замедлился из-за сокращения спроса на заемные средства. Сильнее всего это повлияло на страхование имущества граждан: в 2024 году премии выросли всего на 8 процентов против 39 в 2023-м. Зато в сегменте страхования имущества юридических лиц премии, напротив, увеличились на 13 процентов против четырех годом ранее. А выплаты в этом сегменте выросли более чем в 2 раза из-за урегулирования крупных убытков.
Динамика премий по автокаско в 4-м квартале замедлилась одновременно со снижением темпов продаж новых автомобилей, но в целом по итогам года прирост премий составил 19 процентов вследствие увеличения количества договоров. Объем премий по ОСАГО вырос на 2 процента, однако снизилась маржинальность этого вида страхования за счет роста средней выплаты из-за удорожания запчастей и общего количества выплат.
Высокий уровень ключевой ставки и сокращение льготной ипотеки привели к сокращению объемов ипотечного кредитования — по данным Банка России, за год он упал в полтора раза.
В сочетании с изменением условий организации страховой защиты заемщиков со стороны банков это негативно повлияло на объемы премий в сегменте кредитного страхования жизни (минус 63 процента) и страхования от несчастных случаев (минус 16 процентов).
Драйверами роста отраслевого рынка остаются добровольное медицинское страхование и автокаско.
Рынок остается зависимым от банковских продаж: кредитные организации обеспечивают более половины премий в целом и две трети посреднических продаж. Объем онлайн-продаж вырос на 38 процентов, но их доля сократилась до 16 против 19 в 2023 году, однако существенно выросли премии по видам, традиционно оформляемым офлайн.
Новации года
В октябре прошлого года в стране появилась единая автоматизированная информационная система (АИС) страхования. Ее оператором выступает компания «Национальная страховая информационная система» (НСИС), которая является дочерней структурой Банка России. АИС страхования ведет сбор и анализ информационного массива по договорам страхования, способствует предотвращению страхового мошенничества, повышению прозрачности и доступности страховых услуг за счет централизованной обработки и хранения информации в течение 10 лет.
Возможность получать данные из государственных информационных систем улучшит клиентский сервис.
Пройдя процедуру идентификации и аутентификации на сайте НСИС в разделе «Личный кабинет», пользователь получает доступ к своей страховой истории за долгий период, а также может видеть историю своих страховых случаев. По словам президента РСА Евгения Уфимцева, в результате страховщикам будут предоставлены дополнительные возможности для получения данных из государственных информационных систем, что позволит улучшить клиентский сервис и бороться с мошенничеством и недобросовестными практиками.
С 1 января 2025 года начало действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО. Все страховые компании теперь должны принимать заявления на выплаты в электронном виде. Их прием начался еще в июле 2023 года после вступления в силу изменений в закон об ОСАГО и нормативных актов Банка России. Но на первом этапе электронное урегулирование убытков было реализовано только при получении заявления от потерпевшего через портал «Госуслуги», когда ДТП было оформлено по европротоколу. Теперь для страховщиков это стало обязательным. Но для клиентов сохранится и возможность урегулировать убыток традиционным способом, посетив офис страховой компании либо направив страховщику заявление по почте. Популярность сервиса растет каждый месяц. Российский союз автостраховщиков совместно с Минцифры России готовит ряд доработок онлайн-сервиса.
Большим событием в нынешнем году стал старт продаж полисов долевого страхования жизни (ДСЖ) — продукта, который должен прийти на смену инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ). Первый полис ДСЖ был продан 24 марта этого года. В 2025 году ИСЖ и ДСЖ пока будут функционировать вместе, но затем можно будет заключать только договоры ДСЖ, предусматривающие две составные части — страховую и инвестиционную, которые будут работать вместе.
Важным этапом для развития рынка стало бы подключение страховщиков к программе долгосрочных сбережений.
Что касается страховой части, то минимальный набор рисков — это уход из жизни и дожитие до конца срока действия договора. Помимо этого, договор может содержать и привычную для многих защиту в случае потери трудоспособности, потери работы, критических заболеваний, а также ДМС (чекапы, телемедицина и др.), долгосрочный уход, освобождение от уплаты взносов в определенных случаях и иные риски.
Задачи на завтра
Важным этапом для развития рынка стало бы подключение страховщиков к программе долгосрочных сбережений (ПДС). В настоящее время операторами этой программы являются пенсионные фонды, но у Банка России и Минфина России есть представление, что участие в ней страховых компаний может существенно увеличить потенциал программы за счет их компетенций и широкой клиентской базы. Многолетний опыт страховщиков по формированию программ долгосрочных накоплений может стать одним из драйверов развития и популяризации ПДС среди населения, но для этого требуются законодательные изменения.
Другое направление, которое обладает потенциалом существенного роста, — добровольное медицинское страхование. Вероятно, сохранится тренд на повышение интереса страхователей — физических лиц к продуктам ДМС, защищающим в непростых жизненных ситуациях, связанных со здоровьем. Это, к примеру, страхование на случай критических заболеваний (прежде всего онкологических), на случай укуса клеща и др. Также страховой рынок планирует продолжить развитие востребованных у клиентов программ, включающих дистанционные услуги в медицине, например, телемедицинские консультации, а также дистанционные услуги психологов, программы ментального благополучия
Новым перспективным направлением является и страхование различных рисков в бурно растущей электронной коммерции: повреждение или утрата товара при хранении на складе, транспортировке и в пунктах выдачи, порча или подмена товара со стороны покупателя, финансовые риски владельцев пунктов выдачи
В 2025 году продолжается работа по формированию и расширению перестраховочной емкости с дружественными странами (в том числе в рамках сотрудничества с ЕАЭС и БРИКС). Прорабатываются вопросы использования кредитных рейтингов страховых компаний, присвоенных российскими кредитными рейтинговыми агентствами по международной шкале.