В прошлом году, по данным Росстата, в нашей стране было произведено 34,7 миллиона тонн СПГ — на 5,4 процента больше, чем в 2023-м. Основная его часть пошла на экспорт. Россия — значимый игрок на мировом рынке сжиженного природного газа. В 2023 году, по оценке Международной ассоциации импортеров СПГ, наша страна заняла четвертое место среди всех поставщиков. И стремится к большему.
О планах наращивания объемов экспорта сжиженного природного газа говорил президент России Владимир Путин в декабре на совмещенной прямой линии и пресс-конференции. «Этот продукт будет востребован на мировых рынках. Мы будем продолжать это делать и будем увеличивать нашу долю на мировых рынках СПГ», — сказал глава государства.
Цель занять до 20 процентов рынка сжиженного газа достаточно амбициозна, но бороться за нее стоит. Как отметил в разговоре с «РГ» руководитель проектов компании «Имплемента» Иван Тимонин, уже сегодня большая часть природного газа в мире торгуется именно в форме СПГ. Главным образом это связано с тем, что наиболее динамично спрос на энергоресурсы растет на рынках стран Азии и Африки. А туда газ эффективнее поставлять морским транспортом в сжиженном виде. «Соответственно, для долгосрочного укрепления позиций России на газовом рынке развитие СПГ-отрасли видится абсолютно необходимым условием», — подчеркнул эксперт.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев отмечает, что рынки, на которые поступает российский трубопроводный газ (Европа, Китай и наши южные соседи), имеют ограничения и прибавить там особо негде. «Наша единственная точка роста — это экспорт СПГ. Плюс в том, что его можно отправить куда угодно, то есть для нас открываются новые рынки, прежде всего Южной и Юго-Восточной Азии», — пояснил эксперт.
В 2024 году, согласно данным компании Kpler, Россия отправила за рубеж рекордные 33,6 миллиона тонн СПГ. «Переключение экспортных маршрутов с акцентом на Азию позволило компенсировать потери на европейских рынках, а мировой спрос на СПГ оставался высоким из-за энергетического кризиса в Европе и нестабильности на Ближнем Востоке, — объяснил такой результат в разговоре с “РГ” директор по стратегии ИК “Финам” Ярослав Кабаков. — При этом, несмотря на санкции, Европа продолжает покупать российский СПГ из-за гибкости поставок, конкурентной цены и долгосрочных контрактов с европейскими компаниями».
Действительно, по данным Rystad Energy, в 2024 году Европа импортировала из России 17,8 миллиона тонн сжиженного природного газа — больше, чем в 2022 и 2023 годах. И хотя в марте этого года начал действовать запрет Евросоюза на перевалку через терминалы ЕС российского СПГ для третьих стран — сами европейцы могут покупать голубое топливо из России в прежнем режиме.
«В этом году объемы российского экспорта будут зависеть в первую очередь от перспектив отгрузок с завода “Арктик СПГ-2” и санкционной повестки. При обеспечении загрузки нового завода поставки из РФ на внешние рынки по итогам года составят не менее 35 миллионов тонн, в противном случае показатель будет сопоставим с уровнем 2024 года», — считает Иван Тимонин.
Сегодня большая часть природного газа, добываемого в мире, торгуется именно в форме СПГ.
По его мнению, запрет ЕС на перевалку российского СПГ хоть и усложнит организацию логистики, но не окажет драматичного влияния на уровень загрузки заводов.
Если заглянуть чуть дальше — в 2030 год, то к этому времени при текущем развитии ситуации экспорт СПГ из России может достичь 60 миллионов тонн за счет запуска «Арктик СПГ-2» и завода «Балтийский СПГ», считает Алексей Белогорьев. Правда, для этого нам еще необходимо обеспечить себя флотом судов-газовозов.
Сегодня большую часть сжиженного природного газа в России производят два крупнотоннажных завода — «Ямал СПГ» проектной мощностью 17,4 миллиона тонн в год и завод проекта «Сахалин-2» мощностью 9,6 миллиона тонн (реальные объемы производства у обоих предприятий выше). Есть также два среднетоннажных завода: КСПГ «Портовая» (1,5 миллиона тонн в год) и «Криогаз-Высоцк» (820 тысяч тонн).
В настоящее время идет строительство новых предприятий. В первую очередь это «Арктик СПГ-2» (мощностью 19,8 миллиона тонн в год). Первую линию завода ввели в строй в декабре 2023 года. Также в Ленинградской области реализуется проект строительства завода «Балтийский СПГ» (13 миллионов тонн). Кроме того, в 2023 году компания «Новатэк» объявила о планах строительства СПГ-завода в Мурманской области — 3 линии сжижения по 6,8 миллиона тонн в год каждая. Первую планируется построить в 2027 году, вторую — в 2029-м.
Запуска «Арктик СПГ-2», «Балтийского СПГ» и «Мурманского СПГ» уже может быть достаточно для того, чтобы отгрузки продукта из России превысили 100 миллионов тонн в год, считает Иван Тимонин.
Главная задача при строительстве заводов СПГ состоит в том, чтобы создать собственную технологию крупнотоннажного сжижения газа. Реализация новых проектов будет зависеть от того, снимут ли США и ЕС свои санкции и удастся ли нашим компаниям заместить зарубежные технологии и оборудование для производства СПГ, отмечает Алексей Белогорьев.
По словам Алексея Белогорьева, речь идет, в частности, о системах охлаждения и газовых турбинах большой мощности. Точно так же необходимо самим строить суда-газовозы, особенно ледового класса.
В 2024 году в России открылось 20 новых криоАЗС, растет число грузовиков, работающих на СПГ.
Подвижки в решении технологических вопросов уже есть. К примеру, компания «Новатэк» в 2023 году запатентовала крупнотоннажную СПГ-технологию «Арктический микс» с производительностью одной линии более 6 миллионов тонн СПГ в год. Ее планируется применять на «Мурманском СПГ».
Между тем у нашей страны есть собственные технологии для строительства средне- и малотоннажных СПГ-заводов. «На конец 2023 года в России уже было запущено более 20 малотоннажных заводов, которые произвели более 150 тысяч тонн продукта», — сообщил Иван Тимонин.
СПГ в России применяется, в частности, как альтернативный энергоресурс для выработки электро- или тепловой энергии в удаленных населенных пунктах.
В прошлогоднем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что СПГ будет использоваться для газификации Камчатского края и некоторых других регионов страны.
«У нас достаточно много районов, в основном на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, где нет магистральных газопроводов и куда их не провести, — пояснил Алексей Белогорьев. — Туда можно привезти сжиженный природный газ и использовать в какой-нибудь котельной, по сути, замещая либо уголь, либо дизельное топливо».
Второй вариант использования СПГ — в качестве газомоторного топлива. Именно это направление, по мнению экспертов, в ближайшем будущем станет ключевым драйвером развития внутреннего рынка.
«Проекты, завязанные на использовании СПГ как газомоторного топлива, выглядят наиболее быстрыми с точки зрения реализации и масштабирования. Строительство завода занимает два-три года, а заправочной станции — год. Зачастую один завод способен обеспечивать 5−10 заправок», — рассказал «РГ» директор аналитического агентства LNG.Expert Сергей Иванов.
По его словам, только в прошлом году в России открылось 20 новых криоАЗС. Также сегодня много компаний завозят к нам грузовики, работающие на сжиженном природном газе. Есть и российские разработки — например, КАМАЗ анонсировал выход нового тягача на СПГ. Кроме того, в нашей стране активно используются работающие на СПГ пассажирские автобусы.
«Безусловно, одним из ключевых привлекательных моментов остается экономия. У нас в стране стараются держать цену СПГ на уровне не более 80 процентов от цены дизельного топлива. При больших пробегах выгода эксплуатации СПГ-транспорта составляет от 4 до 6 рублей на 1 километр пути, — рассказал Сергей Иванов. — Кроме того, действует ряд субсидий от государства, разработанных для поддержки развития инфраструктуры производства и потребления СПГ в качестве газомоторного топлива».
Помимо грузовиков есть и пилотные проекты по переводу на СПГ железнодорожных локомотивов. Также на него можно перевести речной флот, рассказал Алексей Белогорьев. «Объем внутреннего рынка сжиженного природного газа составляет сейчас примерно 200 тысяч тонн, и он будет расти. При самом оптимистичном сценарии к 2030 году он может достичь 6−8 миллионов тонн», — подытожил эксперт.