НовостиЭкономикаКурсы

Рынок IТ-решений для доступа к налоговому мониторингу ожидается в 22,2 млрд рублей

13 марта,источник: ТАСС

Налоговый мониторинг — формат работы, при котором компании предоставляют ФНС онлайн-доступ к своей бухгалтерской и налоговой отчетности вместо обычных проверок.

Источник: РИА "Новости"

МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Рынок IТ-решений для перехода налогоплательщиков на новый формат работы с ФНС — доступ к информационным системам или подключение с помощью витрины данных участников налогового мониторинга — к 2030 г. может увеличиться почти в 4 раза и достичь 22,2 млрд руб., а количество компаний, перешедших на такой формат контроля, вырастет до 2 770. Об этом говорится в имеющемся в распоряжении ТАСС исследовании НОТА ВИЗОР (входит в IТ-холдинг Т1), витрины данных с прямым подключением к АИС «Налог-3» для перехода в режим налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг — формат работы, при котором компании предоставляют ФНС онлайн-доступ к своей бухгалтерской и налоговой отчетности вместо обычных проверок. На конец 2024 года к налоговому мониторингу было подключено 746 компаний из 20 отраслей — от банков и металлургических предприятий до IТ-компаний и торговых сетей. По данным НОТА ВИЗОР, они потратили на переход и обслуживание системы около 6 млрд руб. — в среднем одной компании это обходится в 8 млн руб.

«К 2030 году фактическая емкость рынка составит 22,2 млрд руб. при увеличении количества участников налогового мониторинга в 3,7 раза, до 2 770 компаний. При этом потенциальный объем рынка через 5 лет может достичь 391,5 млрд руб., а число потенциальных участников — увеличится до 48 935», — говорится в сообщении.

В ходе исследования эксперты опросили руководителей финансовых служб из крупных компаний и выявили главные причины перехода бизнеса на новый формат. Так, по данным респондентов, это помогает снизить расходы на налоговые проверки, которые могут длиться до 4,5 лет, а при налоговом мониторинге этот срок сокращается до одного года и девяти месяцев.

Как выяснили аналитики, многие респонденты ожидают, что такой режим станет обязательной процедурой, и хотят заранее подготовиться к новым требованиям закона, а также успеть освоить систему. Согласно исследованию, переход на налоговый мониторинг, по мнению руководителей бизнеса, укрепляет деловую репутацию как открытого и добросовестного налогоплательщика. Кроме того, по мнению респондентов, режим позволяет упростить работу бухгалтерии и минимизировать риск ошибок.

Как отмечается в исследовании, дополнительным стимулом для развития налогового мониторинга станут соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Это специальный механизм, который разработан для поддержки крупных инвестиционных проектов, например, по СЗПК государство возмещает до 100% инфраструктурных затрат. Сейчас в России действует 70 таких соглашений, а к 2030 году их число может вырасти до 150, так на основании данного закона все компании, заключившие СЗПК, обязаны подключиться к налоговому мониторингу.

«В ближайшие годы все больше компаний будут переходить на прямую работу с налоговой на цифровой основе. Однако этот процесс требует серьезной подготовки — необходимо объединить разные учетные системы компании и настроить подключение к контуру АИС “Налог-3”. Многие организации используют сразу несколько информационных систем, которые не всегда связаны между собой. Именно поэтому бизнесу важно не только иметь надежные IТ-решения для перехода на новый формат работы, но и внимательно следить за рынком налогового мониторинга, чтобы учитывать актуальные тенденции, оценивать затраты и выбирать оптимальные инструменты для эффективной интеграции», — сообщил Кирилл Булгаков, заместитель генерального директора IТ-холдинга Т1 по продуктам и сервисам, управляющий директор вендора НОТА, слова которого приводятся в сообщении.

Методология исследования

Исследование рынка налогового мониторинга проводилось в сентябре 2024 года. Использовались методы кабинетного исследования, метод тайного покупателя и интервью с текущими и потенциальными пользователями решений.