«Повышение ключевой ставки во второй половине прошлого года позволило значимо замедлить рост цен. Однако в апреле—мае появились сигналы о том, что дезинфляция могла приостановиться. В апреле текущие темпы роста цен вернулись к 6% в пересчете на год, и, судя по оперативным данным, в мае они оставались повышенными», — сказала госпожа Набиуллина на пресс-конференции.
Базовый сценарий Центробанка предполагает усиление дезинфляции и «сбалансированных темпов роста» во втором квартале 2024 года. По словам Эльвиры Набиуллиной, вероятность описанного сценария снижается из-за возросших рисков: сильное отклонение темпов роста экономики от сбалансированных; сохранение дефицита кадров; рост инфляционных ожиданий; геополитические риски.
В связи с этим возросла вероятность альтернативного сценария, который предполагает, что предложение отстает от спроса, а инфляция растет или надолго сохраняется на текущем уровне. «Если устойчивое инфляционное давление не начнет снижаться, реализуются проинфляционые риски, мы допускаем возможность существенного повышения ключевой ставки в июле. Денежно-кредитные условия будут оставаться жесткими столько времени, сколько потребуется для снижения инфляции к цели», — заявила госпожа Набиуллина. Под «существенным» ЦБ имеет в виду повышение более чем на 1 п. п., добавила глава ЦБ.
Эльвира Набиуллина отметила, что на сегодняшнем заседании совет директоров рассматривал повышение ключевой ставки до 17% или 18%. В заявлении ЦБ по итогу заседания говорилось, что на среднесрочном горизонте риски для инфляции смещены в сторону проинфляционных. В апреле рост цен составил 5,8%. Годовая инфляция, по оценке на 3 июня, выросла до 8,1% после 7,8% по итогам апреля. ЦБ стремится достичь показателя инфляции 4% в 2025 году.