Все это результат длившегося практически целых десять лет (принят в 2014 году, заработал с 2015-го) налогового маневра в нефтяной отрасли. Речь идет о поэтапном снижении ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным и сопоставимым увеличением налога на ее добычу (НДПИ).
Отметим, что сама идея постепенного отказа от почти нигде в мире не применяемых экспортных пошлин (при внешней торговле принято облагать импорт) появилась еще в 2011-м — работавшие над «Стратегией-2020» правительственные эксперты написали тогда доклад на эту тему. Необходимость отказа от пошлины они объясняли тем, что консервация заниженных по сравнению с миром внутренних цен на углеводороды снижает конкурентоспособность экономики РФ.
В 2014 году необходимость маневра Минфин объяснял похожим образом, но немного иначе — созданием с 2015 года ЕАЭС, что заставило Россию, Казахстан и Белоруссию заняться выравниванием ставок налогов и пошлин. В итоге, с одной стороны, маневр сблизил различавшиеся в разы размеры российских и казахстанских пошлин на вывоз нефти и нефтепродуктов. С другой — сократил дотирование Россией экономик стран-партнеров (прежде всего белорусской), которые беспошлинно получали от РФ дешевую российскую нефть.
В 2015 году маневр стартовал в одном ритме, но в 2018 году принятыми к налоговому законодательству поправками его было решено ускорить и к 2024-му полностью завершить. Перенос нагрузки на НДПИ расширил облагаемую базу нефтяников и добавил бюджету немало доходов — ведь налог на добычу компании платят со всей нефти, пошлину — только с экспортируемой. Побочным же эффектом маневра стал постоянный рост внутренних цен на нефть (неизбежный при увеличении НДПИ) — собственно, поэтому маневр власти и растянули на целых десять лет (авторы «Стратегии-2020», отметим, и вовсе предлагали срок до 30 лет).
Вадим Вислогузов