По его словам, за этот период цены на уголь, нефть и газ резко выросли, иногда до рекордных отметок, что повлияло на промышленность и потребление домохозяйств. Дефицит энергоресурсов, наблюдавшийся в процессе выхода из пандемии COVID-19, усугубился боевыми действиями на Украине и, как следствие, санкциями против России со стороны западных стран.
Кемп отметил, что в будущем, скорее всего, будут возникать и новые потрясения, но с нынешним вооруженным конфликтом и пандемией они связаны не будут. Главная проблема, которую предстоит решить Европе — это добиться дальнейшего снижения цен на газ или как-то компенсировать эту проблему, но кризисом эту ситуацию уже не назвать.
Добыча нефти за пределами стран ОПЕК растет, в том числе уже в августе в США она превысила максимум, предшествовавший пандемии. При этом рост коммерческих запасов указывает на то, что в целом мировой рынок не испытывает сложностей с предложением. Среднемесячная стоимость барреля Brent в ноябре составила 82 доллара, что соответствует среднему значению с начала века с учетом инфляции.
Газовая отрасль с учетом увеличения производства сжиженного природного газа (СПГ) в США и ожидающегося ввода в эксплуатацию новых крупных проектов уже готовится к избытку предложения. В то же время газовые хранилища Европы находятся на сезонных рекордных уровнях. Складывающиеся условия позволяют утверждать, что в течение 2024 года цены на газ дополнительно упадут.