«Обязательно требуется знание китайского языка, график работы свободный, стажировка три дня, а дальше постоянное общение с клиентами из КНР», — такое сообщение недавно появилось в чатах студентов-филологов московских вузов.
Пополнить свой штат решила одна из столичных риэлторских компаний. Основатель фирмы — китаец, и работает она почти исключительно с гражданами КНР, зачастую это сотрудники крупных корпораций, которые открыли представительства в России.
Впрочем, для экспатов в Москве уже давно сформировался полноценный рынок услуг, заметил доцент Высшей школы перевода МГУ, китаевед Константин Батанов:
«Не все готовы сдавать свои квартиры китайцам, ведь часто они не могут объясниться, договориться об условиях. Им проще переплатить посреднику, чтобы этот вопрос для них решили. Как раз такими задачами и занимаются некоторые риэлторы: они выкупают квартиры и сдают их гражданам КНР. То же самое касается, например, медицины, налогового консалтинга и услуг по оформлению регистрации».
Также клиентами таких компаний часто становятся студенты, которые приехали учиться в российских вузах. Таких в Минобрнауки насчитали 37 тыс. человек, при этом еще два года назад эта цифра была на 2 тыс. меньше.
«Ожидается достаточно устойчивый поток студентов из КНР, которые будут приезжать в связи с ограничениями на прием на технические специальности в США и Европе, а также экспатов, для которых и будут смотреть какую-то недвижимость. Ведь есть очень важный фактор — жилье в России очень сильно подешевело в связи с резкой девальвацией рубля».
Только в первом квартале 2023-го жители Китая получили 50 тыс. российских виз, из которых больше половины были нетуристическими.
В консалтинговых агентствах, помогающих иностранцам открывать бизнес в стране, «Ъ FM» рассказали, что количество обращений от клиентов из КНР увеличилось в три раза.
И, похоже, оно будет только расти, прогнозирует президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич:
«По нашим оценкам, прирост китайских компаний на российском рынке вырос в два раза. Возвращаются те игроки, которые ушли из страны в пандемию. В основном это касается сферы торговли бытовой и строительной техникой, автомобилями и станками. Кроме того, открывают у нас свои филиалы технологические компании, которые заменяют американцев и европейцев».
«Пользоваться возможностями» и «заполнять пустоту на российском рынке» китайских бизнесменов призвали даже в посольстве КНР в РФ. Предприниматели, похоже, услышали просьбу.
Но выстраивают бизнес-процессы в стране они в свойственной только им манере, делится наблюдениями управляющий партнер Vallen Group Валентина Хлавич, которая консультирует иностранцев:
«Они либо присылают сюда одного-двух доверенных человек, которые здесь все координируют, либо очень часто работают через китайского посредника. То есть поступает запрос о том, что клиент хочет открыть то-то и то-то. Но эти компании точно не на слуху. У них есть такой элемент, как отсутствие публичности, они очень обособленные. Китайцам очень свойственна определенная закрытость».
Поэтому для китайских клиентов в России и формируется отдельный, на первый взгляд, незаметный рынок, который закрытым, впрочем, не назовешь. Отечественные бизнесмены вполне могут на него выйти. Кстати, с начала года спрос на работников со знанием китайского языка в стране вырос на 40%.