Как стало известно «Ъ», оператор белорусского участка нефтепровода «Дружба» «Гомельтранснафта Дружба» 26 мая обратился в «Транснефть» с предложением повысить тарифы на транспортировку нефти с 1 июля на 84% к действующему уровню.
Как указывается в письме, копия которого есть у «Ъ», повышение позволит обеспечить безубыточную работу компании в 2023 году и сохранить для нее возможность дальнейшего развития.
В «Транснефти» «Ъ» подтвердили получение письма от белорусского оператора, отказавшись от подробных комментариев.
Как поясняют источники «Ъ», повышение тарифа предполагается на обоих направлениях.
Так Белоруссия пытается компенсировать потерю объемов на северном направлении после того, как в начале года Германия и Польша остановили импорт российской нефти и начали закупки нефти из Казахстана в гораздо меньших объемах. В целом по итогам года поставки из Казахстана вряд ли превысят 1 млн тонн, что примерно в 20 раз меньше, чем прежде поставлялось из России.
В «Гомельтранснафта Дружба» отметили, что в текущем году из-за санкций со стороны Европы поставки российской нефти по территории Белоруссии значительно сократились.
В частности, грузооборот за первые три месяца года по транзитным направлениям оказался на 38,6% ниже уровня, заявленного «Транснефтью» при плановом пересмотре тарифов, а в направлении Польши и Германии — на 55,2%.
В целом в январе—марте прокачка по системе «Дружбы» упала в 4,7 раза, в том числе в направлении Польши и Германии — в 12,1 раза к уровню прошлого года. В январе—июне отрицательная динамика сохранится (снижение в 5,3 и 16,6 раза соответственно). По итогам года Минск прогнозирует падение уровня транзита нефти на 45,9% относительно заявленных при пересмотре ставок показателей, а в направлении Польши и Германии — на 71,2%.
При этом компания пытается повысить эффективность, повторно увеличив тарифы на внутреннюю транспортировку нефти на белорусские НПЗ и оптимизировав численность сотрудников.
С аналогичной просьбой о повышении тарифа уже выступала «Укртранснафта» — оператор украинского участка «Дружбы». Компания подавала заявку на двухэтапное подорожание транспортировки с текущих €13,6 до €21 за тонну с 1 августа, но в итоге Киеву удалось согласовать повышение только на 25% c 1 июня, до €17. Это уже второе повышение ставки с начала года: с 1 января тариф в направлении Словакии и Венгрии вырос на 18,3%, до €13,6 за тонну.
По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, требования Белоруссии с учетом резкого падения прокачки по северной ветке логичны. Фактически страна оказалась перед выбором: в несколько раз поднять тариф только по северной ветке, где резко снизилась прокачка, или увеличить его не так сильно, но на обеих ветках. В первом случае для Казахстана станет невыгодно поставлять свою нефть через «Дружбу», и поставки, скорее всего, развернутся на Усть-Лугу, откуда нефть будет экспортироваться морем. Во втором случае рост стоимости прокачки делает менее привлекательным поставки через Белоруссию и для потребителей на южной ветке, которые начнут задумываться об альтернативах.
Ольга Мордюшенко