
При этом за первое полугодие 2025 года нефтегазовые доходы России снизились на 16,9% до 4,735 трлн рублей главным образом из-за падения мировых цен на нефть более чем на 19% по сравнению с прошлым годом и снижения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых.
Дополнительное влияние на снижение бюджетных поступлений оказали укрепление рубля и уменьшение экспортных поставок природного газа.
Во втором полугодии 2025 года цены на нефть Brent ожидаются в диапазоне $65−75 за баррель, при этом Минэнерго США прогнозирует рост мировых коммерческих запасов нефти из-за увеличения добычи ОПЕК+ и ослабления спроса, что сдержит дальнейший рост цен. Аналитики Barclays и EIA отмечают, что несмотря на геополитические риски, рынок остается относительно сбалансированным, а стабильность цен позволит экономике избежать резких шоков и поддержать предсказуемость бюджетной политики, хотя инфляционное давление на топливо сохранится. Российский бюджет при этом ориентируется на цену Urals около $56 за баррель, что отражает осторожность в условиях продолжающихся внешних и внутренних вызовов.
Нефтяные компании в России в 2025 году продолжают повышать цены на бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты, что связано с ростом акцизов, удорожанием комплектующих и ограничениями на экспорт, однако рост цен, по данным Минэнерго и ФАС, не превышает уровень инфляции, который по состоянию на май-июнь составил около 10%. Это ведет к удорожанию топлива для предпринимателей, что в свою очередь способствует росту себестоимости продукции и риску усиления инфляционной спирали, но благодаря госрегулированию, экспортным ограничениям и мерам по балансировке рынка инфляционный рост пока сдерживается и не выходит за пределы допустимых уровней. Остановить процесс можно через комплекс мер, включающих поддержку производителей, контроль ценообразования и стимулирование альтернативных поставок топлива, что позволит смягчить давление на конечные цены и не допустить неконтролируемого роста стоимости товаров и услуг.
Смена вектора операций Минфина РФ — с покупки валюты и золота с 6 июня по 4 июля на их продажу с 7 июля по 6 августа на сумму 18,77 млрд рублей — объясняется необходимостью компенсировать ожидаемый недобор нефтегазовых доходов федерального бюджета, который в июле 2025 года прогнозируется на уровне минус 25,82 млрд рублей. Такие меры в рамках бюджетного правила помогают поддерживать финансовую стабильность, аккумулируя резервные средства при избытке доходов и расходуя их при дефиците, что смягчает бюджетные риски в условиях волатильности рынка нефти и газа. При этом ежедневный объем операций по продаже валюты и золота составляет около 820 млн рублей, что призвано сбалансировать бюджетные поступления и сократить дефицит, возникающий из-за падения нефтегазовых доходов.
Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.