Пассажирский кейс: наценки на авиабилеты предложили ограничить

В Госдуме призвали установить потолок в 20% для стоимости перелетов во время форс-мажоров.

Источник: AP 2024

Во время коллапса в московских аэропортах некоторым пассажирам пришлось платить 84 тыс. рублей, чтобы долететь до Иркутска в эконом-классе, — так отреагировала система динамического ценообразования на резкий рост спроса на авиабилеты. После этого сразу несколько депутатов Госдумы выступили с инициативами об ограничении стоимости перелетов. В настоящим момент готовится обращение в Минтранс и ФАС с просьбой запретить повышать цены на билеты больше чем на 20% из-за «высокого спроса». Реально ли ограничить динамическое ценообразование, разбирались «Известия».

Как в Госдуме предлагают решить проблему

О ситуации с пассажиром, которому нужно было лететь из Москвы в Иркутск во время коллапса в столичных аэропортах, вице-спикер Госдумы Владислав Даванков рассказал в своем Telegram. Пассажир не попал на свой рейс, а билеты были невозвратные. Пришлось покупать новые, но цены резко выросли: в эконом-классе они стоили 84 тыс. рублей в одну сторону. Можно было бы полететь дешевле, за 39 тыс. рублей, но с 52-часовой пересадкой в Санкт-Петербурге.

«В Шереметьево, Внуково, Домодедово и в десятках аэропортов по всей стране вынужденно задержались тысячи людей. Многие — с маленькими детьми. Они были рады улететь уже хоть куда-нибудь, чтобы не ночевать в терминалах. И авиакомпании решили на этом заработать», — написал депутат Госдумы.

Он подчеркнул, что можно понять проблемы с техподдержкой, нехваткой гостиниц и еды для пассажиров — все-таки сложилась чрезвычайная ситуация. Но повышение цен на билеты в несколько раз он назвал «попыткой нажиться на чужой проблеме».

В связи с этим он совместно с Ксенией Горячевой сейчас готовит обращение в Минтранс и ФАС с просьбой запретить повышение цен на билеты больше чем на 20% из-за «высокого спроса». Особенно в условиях форс-мажора.

Это не первая подобная инициатива. 10 июля депутат Госдумы Султан Хамзаев призвал вообще запретить авиакомпаниям применять динамическое ценообразование при продаже билетов.

В июне депутат Яна Лантратова предложила ввести регулирование цен на билеты внутреннего авиасообщения в праздничные дни. Она сообщила, что «в периоды повышенного спроса на авиаперевозки фиксируется ничем не обоснованный, многократный рост стоимости авиабилетов». Лантратова предлагала установить максимально допустимый уровень наценки в праздничные дни и определить «ценовые коридоры» в системах бронирования.

«Известия» направили запросы в Минтранс, Росавиацию и Федеральную антимонопольную службу. В Росавиации и Минтрансе переадресовали вопросы в ФАС.

В ФАС России заявили «Известиям», что служба контролирует стоимость авиабилетов в эконом-классе на внутренних перевозках в целях недопущения их необоснованного роста.

— При выявлении по результатам мониторингов маршрутов, на которых наблюдается значительный рост стоимости авиабилетов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, ФАС России проводит анализ расходов и доходов авиакомпаний по каждому направлению отдельно, — пояснили в ведомстве.

Также ФАС России ежеквартально анализирует отчетность, а также факторы, влияющие на деятельность авиакомпаний в целом. Если обнаруживаются признаки злоупотребления доминирующим положением, в том числе случаи необоснованного роста цен, антимонопольная служба «оперативно принимает меры реагирования».

Почему так растут цены во время форс-мажоров

Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов замечает, что сейчас стоимость авиаперевозки формируется автоматически — с помощью системы динамического ценообразования.

— Чем ближе время вылета, чем дефицитнее направление и выше спрос, тем выше цена. Она может вырасти кратно при резком скачке спроса, — рассказал он «Известиям». — Это не злой умысел жадных авиакомпаний конкретно в моменты коллапсов и форс-мажора, это программа, которая реагирует на объективное число запросов — независимо от причины и внешних обстоятельств.

Мохов подчеркивает, что в условиях форс-мажора, то есть в случае непредвиденных обстоятельств, оперативно перестроить работу программы ценообразования невозможно, поэтому цена резко растет, но падает при прохождении пикового спроса. Точно так же динамическое ценообразование работает в онлайн-сервисах по продаже мест в гостиницах, говорит эксперт.

— Предусмотреть государственное регулирование и установить предельное повышение цены перевозки при определенных обстоятельствах теоретически возможно. Для этого понадобится очень точная юридическая формулировка тех обстоятельств, которые стали причиной остановки полетов или ограничений перевозки. Но, например, попытки со стороны ФАС провести такой законопроект для гостиниц не увенчались успехом, — замечает вице-президент РСТ.

Член экспертного совета Общероссийского объединения пассажиров Татьяна Ракулова замечает, что в авиапассажирских перевозках и на железнодорожном транспорте установлены нерегулируемые тарифы, но, с другой стороны, в этих же сферах есть многомиллиардные дотации от государства. Поэтому, считает она, государство имеет право законодательно влиять на ценообразование. Или как минимум проверить, как расходуется полученная сверхприбыль.

Глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, однако, подчеркивает, что попытки переписать Воздушный кодекс противоречат интересам и транспортной отрасли, и самих пассажиров. Дело в том, что динамическое ценообразование, которое уже стало де-факто мировым отраслевым стандартом, «является наиболее рыночным механизмом, обеспечивающим соблюдение интересов и потребителя, и поставщика услуги».

— Если установить порог стоимости билетов, то либо средняя цена станет заметно выше, чем сейчас, либо билеты пропадут из продажи на ближайшие два-три месяца, — замечает собеседник «Известий». — И то и другое для большинства потребителей крайне неблагоприятный сценарий.

Основатель и управляющий партнер ГК «РосКо» Алена Яковлева замечает, что Росавиация и другие регулирующие органы могут вводить ограничения или требования к перевозчикам, например в случае необходимости повысить доступность авиабилетов, но такие меры применяются редко, действуют временно и требуют специальных решений.

— Также правительство и регуляторы могут вводить ограничения цен через постановления или распоряжения — например, при массовых эвакуациях, как это было во время пандемии. Однако это тоже скорее исключение из правил, — замечает она.

В то же время сами компании могут внедрять тарифные ограничения по собственной инициативе. Так, например, делали агрегаторы такси, вводя лимиты на стоимость поездки во время массовых событий или ЧС, чтобы обеспечить доступность сервиса, замечает Алена Яковлева.

Как решать проблемы

Эксперт подчеркивает, что перевозчики периодически участвуют в согласовании ценовых политик с госорганами через договоренности или тарифные комиссии. Однако она считает, что законодательные нормы можно расширить для более четкого регулирования, сохранив за участниками рынка возможность устанавливать гибкие цены.

— Все-таки динамическое ценообразование помогает выставлять в продажу дешевые билеты задолго до рейса: чем ближе дата вылета, тем выше ценник. При таком подходе перевозчики не теряют большую часть прибыли за счет поздних бронирований, — отметила собеседница «Известий». — Помимо прямого законодательного регулирования можно использовать субсидирование авиаперевозок по социально значимым направлениям, повысить прозрачность ценообразования на уровне отдельных участников рынка (особенно в пиковые сезоны) и применять нормы антимонопольного законодательства для предотвращения монополизации рынка.

Отметим, что к сентябрю все российские авиакомпании должны будут сформировать свои коммерческие политики. Компании должны будут объяснить, как формируется начальная цена и каковы правила ее отклонения. В Минтрансе подтвердили «Известиям», что сейчас эта работа продолжается совместно с ФАС России.

А Олег Пантелеев указывает, что лучший способ обеспечить ценовую доступность авиаперевозок — это сохранить в отрасли конкурентную среду и обеспечить авиакомпании достаточным количеством провозных емкостей, то есть современных, надежных, экономичных отечественных самолетов.

Гендиректор Центра стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ) Антон Корень подчеркивает, что нужен диалог с авиакомпаниями. В нынешней формулировке инициатива Даванкова и Горячевой требует оценки: важно понять, возможна ли ее реализация без ущерба для организации авиаперевозок с применением динамического ценообразования и устоявшихся подходов к обеспечению окупаемости авиакомпаниями убытков, образовавшихся в низкий сезон.

— С другой стороны, уже существуют коммерческие политики авиакомпаний, которые максимально обеспечивают баланс интересов как авиакомпаний, так и пассажиров, — отмечает собеседник «Известий».

Он прогнозирует, что обсуждение инициативы в ближайшее время закончится, так как к потенциальному моменту ее рассмотрения в этом году высокий сезон просто завершится.

Антон Корень добавляет, что в качестве сбалансированного решения с учетом понесенных убытков авиакомпаний в этом высоком сезоне целесообразно найти механизм сдерживания роста цен в диалоге с авиакомпаниями.

Узнать больше по теме
Наценка: как формируется стоимость товара
Совершая покупку, вы оплачиваете не только себестоимость товара, но и наценку на него. Эта надбавка позволяет продавцу получать прибыль. В материале расскажем, как формируется наценка и какой максимальный ее размер разрешен по закону.
Читать дальше