
Сегодня индийский рынок вызывает у российского бизнеса все больший интерес: он объемный, быстрорастущий и стратегически важен для нашей страны, хотя и крайне сложный для входа и ведения дел.
Российские банки уже активно оказывают реальную финансовую поддержку бизнесу в Индии и предлагают конкурентные условия по валютным операциям, в том числе продажу индийских рупий с дисконтом.
Благодаря этому отечественные предприниматели выходят на индийский рынок и открывают свои представительства — особенно в ритейле, общественном питании, индустрии красоты и здоровья, где 16% рынка уже заняты иностранными брендами, а в целом сегмент франшиз растет на 30−35% ежегодно. Помимо этого в Индии быстро развивается e-commerce: к 2030 году его объем может достичь 325 миллиардов долларов. Перспективными отраслями по-прежнему остаются IT, фармацевтика, логистика, сельское хозяйство и машиностроение.
Вместе с этим особенности менталитета, местной культуры, языка и бюрократии создают некоторые барьеры для адаптации и эффективной работы.
«Выйти на индийский рынок бывает крайне непросто: открытие юридического лица может занимать месяцы, государственные органы работают медленно и неэффективно, а принятие решений часто зависит от личной воли чиновников. В отличие от Китая или ОАЭ, в Индии нет прозрачной и предсказуемой системы регистрации», — добавляет Поляков.
Индийская система глубоко протекционистская. Зачастую крупный бизнес контролируется олигархами, которые блокируют доступ международных компаний к ряду отраслей. Именно по этой причине Tesla пока не смогла выйти на рынок этой страны.
Существуют проблемы и в логистике. Альтернативный маршрут «Север-Юг» пока что не работает в полную силу: происходят постоянные задержки и сбои, вводятся ограничения на провоз некоторых товаров.
«К тому же, остаются нерешенными инфраструктурные проблемы. Например, есть дорожный участок в 100 км, который фактически считается бесхозным и не контролируется ни одной из двух стран. Именно по этой причине многие клиенты выбирают морские грузоперевозки через Суэцкий канал, хотя этот маршрут длиннее», — объяснил Поляков.
Несмотря на все сложности, Индия очень перспективный рынок по ряду причин. Одна из них — демографический бум: согласно последним данным ООН, Индия уже обогнала Китай по численности населения и подошла к отметке в 1,5 миллиарда человек. Растущее число образованных и энергичных жителей, включая платежеспособный средний класс, формируют устойчивый внутренний спрос и создают благоприятные условия для производства. По оценке МВФ, уже в этом году ВВП Индии превысит 4 триллиона долларов.
У страны выгодное географическое положение: она может стать хабом между Ближним Востоком, Юго-Восточной Азией и Африкой. Огромен потенциал и транспортных маршрутов: через страну проходят перспективные коридоры «Север-Юг» и Ченнаи — Владивосток, которые в будущем могут улучшить логистику и снизить зависимость от Суэцкого канала. Помимо этого, из-за роста затрат на производство в Китае многие мировые и местные китайские компании переносят свои мощности в Индию.
Вместе с этим у индийского рынка есть ряд преимуществ, которые выделяют его на фоне западного. У Индии большой потенциал в глобальной IT-отрасли: по прогнозам, в 2025 году страна может стать лидером по IT-расходам в мире (до 160 миллиардов долларов).
Программа цифровизации Digital India, на которую до 2026 года планируется направить около 149 миллиардов рупий (более 1,7 миллиарда долларов), поддерживает интерес со стороны инвесторов. Дополнительную привлекательность создают налоговые льготы в рамках свободных экономических зон (СЭЗ).
В сочетании с дешевой рабочей силой, выгодной географией и политикой многовекторности это делает индийский рынок одним из самых перспективных для долгосрочного сотрудничества.