
Правительство поможет инвесторам реализовывать проекты на отдельных территориях Брянской, Белгородской и Курской областей. Раньше свободная экономическая зона распространялась на фактически действующие и пострадавшие предприятия в приграничных районах. Теперь пользоваться режимом смогут те, кто развивает новые проекты в сфере обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, логистики, разработки компьютерных технологий и программного обеспечения. Как это отразится на экономической ситуации в приграничье — в материале «Известий».
Распространение льгот
Минэк расширяет меры поддержки бизнеса в приграничных территориях Брянской, Белгородской и Курской областей. Предприниматели, планирующие реализовывать новые инвестпроекты, смогут воспользоваться преференциальным режимом свободной экономической зоны (СЭЗ). Механизм СЭЗ открывает доступ к налоговым и административным льготам, что особенно важно для малого и среднего бизнеса, рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.
«Важно, что теперь режим распространяется не только на пострадавшие предприятия, но и на новые инициативы в таких сферах, как обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, логистика и IT. Это позволит не просто восстановить экономику, но и диверсифицировать ее структуру, создать рабочие места и новые точки роста», — уточнили в министерстве.
Принятый механизм поддержки — последовательный шаг в реализации политики восстановления промышленного потенциала приграничных субъектов, заметили в Минэке. Все принятые меры создают комфортные условия для бизнеса, сочетая экономические преференции с инфраструктурной поддержкой развития территорий.
Реализация комплексного подхода к социально-экономическому развитию территорий, по мнению представителей ведомства, стабилизирует экономическую ситуацию в приграничье и позволит стимулировать и развить новые экономической сферы за счет поддержки предпринимательской деятельности и создания новых точек экономического роста. Инвестиционная привлекательность — это системная задача, и мы реализуем именно комплексный подход, опирающийся на стратегические решения правительства.
«Основной эффект, который мы ожидаем, — стабилизация экономической ситуации в приграничье, снижение оттока населения, рост деловой активности и формирование устойчивой экономики с опорой на несырьевые отрасли», — добавили в министерстве.
Существуют разные типы ОЭЗ: технико-внедренческие, производственные, портовые и туристско-рекреационные, напомнил «Известиям» доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин. В приграничных регионах развитие туризма пока преждевременно из-за существующих опасностей, однако развитие промышленности вполне возможно.
Пороги входа
Для МСП приграничных регионов расширение свободной экономической зоны открывает новые перспективы, заявил «Известиям» генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич. Это прежде всего доступ к целому комплексу льгот и преференций в приоритетных сферах. К порогам входа в СЭЗ применяется дифференцированный подход: для крупного бизнеса это 30 млн рублей, для МСП — 3 млн рублей, для IT-проектов — 1 млн рублей.
— Став резидентам СЭЗ, бизнес получает снижение или освобождение от некоторых налогов, льготные тарифы страховых взносов и другие преференции. Благодаря притоку предпринимателей пойдут инвестиции в ключевые отрасли, будут создаваться новые рабочие места, развиваться инфраструктура, появятся новые современные производства, включая инновационные, — уверен он.
Сегодня в приграничных регионах создаются, по его словам, особые условия для поддержки малого и среднего бизнеса. Так, Корпорация МСП выделила поддержку предприятий этих субъектов РФ в отдельное направление. Для них выделены специальные лимиты «зонтичных» поручительств. Для предпринимателей Белгородской, Курской и Брянской областей общий объем кредитования с поддержкой Корпорации составит в текущем году не менее 6 млрд рублей. Причем во всех специальных лимитах от Корпорации МСП нет ограничений по отраслям, в которых работают заемщики из числа МСП.
— Для поддержки малого и среднего бизнеса трех приграничных регионов также разработана и реализуется специальная льготная программа. До 30 млн рублей можно получить по ставке не выше ключевой на первый год. В этой программе заемщики могут воспользоваться для получения кредита нашими «зонтичными» поручительствами, — подчеркнул Александр Исаевич. — Плюс малому бизнесу в сфере обрабатывающей и легкой промышленности доступен льготный лизинг от Корпорации МСП по ставкам 6% на российское оборудование и 8% — на иностранное.
Обстановка на местах
Сейчас в Брянской, Белгородской и Курской областях наблюдается спад инвестиций, при этом Курская область входит в топ-10 регионов России с наиболее негативной динамикой инвестиций, рассказал младший директор по региональным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Владислав Бухарский. За I квартал 2025 года в сопоставимых ценах объем инвестиций сократился в Брянской области на 3,2%, в Белгородской области — на 9,6%, в Курской области — на 17% к аналогичному периоду 2024 года.
На этом фоне, по его мнению, введение преференций для инвесторов на данной территории вполне оправданно, особенно это касается ключевых отраслей экономики регионов, к которым относятся обрабатывающая промышленность (в 2023 году доля этой отрасли в ВРП в Брянской области составила 22,0%, в Белгородской — 17,8%, в Курской — 17,7%) и сельское хозяйство (в 2023 году доля этой отрасли в ВРП в Брянской области составила 16,7%, в Белгородской —14,8%, в Курской —15,1%).
— В обработке производство за пять месяцев 2025 года упало только в Курской области, при позитивной динамике в Белгородской и Брянской областях, в сельском хозяйстве негативная динамика за I квартал наблюдается во всех трех регионах — но снижение в с/х наблюдается в половине регионов страны. Можно ожидать, что введение преференций свободной экономической зоны может поправить приток инвестиций в данные регионы, но их результат в экономической деятельности мы увидим только в среднесрочной перспективе, — сказал Владислав Бухарский.
Дополнительно привлечь инвестиции в эти регионы можно расширением перечня отраслей с привилегиями в рамках свободной экономической зоны, считает эксперт. Также следует включить программы повышения трудовой мобильности, которые предполагают поддержку при переезде.
Следующим вариантом привлечения инвестиций в регионы может стать государственный заказ, который простимулирует производство, считает Сергей Зайнуллин. Но это более затратный способ для бюджета, чем предоставление налоговых льгот, вложений в инфраструктуру в особые экономические зоны.
Принятое нововведение — логичный шаг, но изолированно подобные льготы вряд ли сработают, хотя бы потому, что в стране много территорий с режимом ОЭЗ и их число растет, сказал «Известиям» директор центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко.
— Скорее всего, эти законодательные изменения — заделы на будущее, когда риски потери имущества снизятся и инвесторы начнут смотреть на «математику» проектов. Кстати, Белгородская область традиционно занимала высокие позиции в национальном рейтинге инвестиционного климата. Надеюсь, эти позиции удастся вернуть в ближайшее время, — отметил он.