Стройка с минусом: регионы неэффективно потратили бюджетные кредиты на инфраструктуру

Кто справился хуже других и как в дальнейшем будут давать деньги нарушителям договоров.

Источник: РИА "Новости"

Часть регионов не достигла поставленных целей в проектах, которые они финансируют за счет инфраструктурных бюджетных кредитов, отмечает Счетная палата. Всего им выделили 365 млрд рублей — половину из суммы займов, выделенных всем субъектам. Но в 32 из них не удалось получить ожидаемые доходы, а в 45 построенное жилье не ввели в эксплуатацию в срок. Проблемы в слабом контроле, отсутствии ответственности и возможных злоупотреблениях. Аудиторы предупреждают, что это ставит под угрозу возврат средств государству, а значит, может ударить по бюджетной системе. Как будут наказывать за нарушение условий — в материале «Известий».

Сколько кредитов дали регионам на инфраструктуру

С 2021-го по 2024-й регионы получили от правительства инфраструктурные бюджетные кредиты на 678 млрд рублей. За половину 2025-го им решили добавить займов еще на 300 млрд, говорится в июльском отчете Счетной палаты (СП) об эффективности расходов на развитие субъектов (есть у «Известий»). Такие ссуды выдают на 15 лет под 3%, погашение начинается с третьего года. Деньги в основном направляют на строительство, капремонт, ЖКХ и транспорт.

Аудиторы отмечают, что в 32 регионах планы по доходам от запуска инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов не выполнены. В СП «Известиям» уточнили, что за четыре года им выделили займы на 365 млрд рублей. Там добавили, что среди субъектов с самым низким уровнем поступлений в казну — Новосибирская, Еврейская автономная, Астраханская и Саратовская области, а также Республика Бурятия. Редакция направила запрос в указанные регионы.

Кроме того, из 68 субъектов, где за последние четыре года был запланирован ввод жилья, в 45 показатели оказались ниже ожиданий (СП не уточняет, в каких). Причем в 10 из них за несколько лет не сдали в эксплуатацию ни одного квадратного метра. По плану больше всего домов планируют построить за счет кредитов в Краснодарском крае, Татарстане и Башкортостане. Меньше всего — в Севастополе, Карачаево-Черкесии и Еврейской автономной области.

Регионы регулярно корректируют цели в договорных планах — изменения вносят по несколько раз в год. Например, Тамбовская область снизила прогноз по доходам от проекта застройки микрорайона «Телецентр» на несколько миллионов рублей, следует из отчета СП. Не соблюдаются и сроки: в Астраханской области из четырех коммунальных объектов по водоснабжению один сдали с задержкой в восемь месяцев, два не введены в срок и на начало 2025-го готовы лишь наполовину, хотя дедлайн прошел еще в 2024-м.

Если регионы не достигают заявленных результатов, растет риск того, что они не смогут вовремя вернуть инфраструктурные кредиты и заплатить проценты, предупреждает Счетная палата. Всё это может негативно отразиться на бюджетной системе. К тому же задержки и перенос сроков сдачи объектов приводят к удорожанию строительства, отмечают аудиторы.

В Минфине «Известиям» сказали, что не видят рисков невозврата кредитов. В ведомстве добавили: большинство регионов дисциплинированно исполняют свои обязательства.

Претензии Счетной палаты к инфраструктурным кредитам

Проблемы есть и в самом механизме инфраструктурных кредитов, отмечают в СП. Во-первых, не прописаны четкие критерии и порядок выбора проектов на уровне регионов. Во-вторых, их власти не несут ответственности за срыв целей или заниженные показатели, из-за чего соглашения по бюджетным кредитам становятся формальностью.

В-третьих, есть возможность часто пересматривать договоры, из-за чего снижается дисциплина по ведению работ. И наконец, в проектах часто устанавливают планы по вводу жилья, даже если они не предполагают строительство домов. Например, по проекту в Архангельске, где закупают 12 газовых автобусов, планируется построить 56 тыс. кв. м жилья до 2027 года.

Чтобы снизить риски, Счетная палата рекомендовала Минфину учесть выявленные проблемы при разработке правил для нового похожего инструмента — казначейских инфраструктурных кредитов.

Как пояснили в Фонде развития территорий (их комментарий приложен к отчету СП), по казначейским инфраструктурным кредитам уже предусмотрены санкции за нарушение условий — процентная ставка в таком случае увеличивается с 3 до 6%. Кроме того, при распределении средств через конкурс будут учитывать опыт региона по прежним проектам с инфраструктурными кредитами.

В Минфине редакции сообщили, что в 2025-м планируют выдать 250 млрд казначейских кредитов.

Что грозит регионам за срыв показателей

Инфраструктурные займы — важный инструмент поддержки регионов, которые не смогли бы реализовать крупные проекты за счет собственных средств, пояснил директор центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии Дмитрий Землянский. В частности, он привел в пример строительство метро в Нижнем Новгороде. Всего инфраструктурные бюджетные займы повлияли на ввод 27,6 млн кв. м жилья.

При этом, по словам эксперта, регионы использовали кредиты по-разному. Одни направили средства на комплексную модернизацию коммунальной инфраструктуры или обновление транспорта, что напрямую улучшило качество жизни людей. Другие — вложили деньги в новые микрорайоны. Но в таких случаях социальный эффект не всегда очевиден: проекты могут просто снизить себестоимость строительства и принести выгоду отдельным застройщикам, подчеркнул Дмитрий Землянский.

Одной из причин срывов условий по договорам стало то, что большинство проектов с инфраструктурными бюджетными кредитами начали в 2022 году — в разгар санкционного давления и резкого роста цен на стройматериалы, считает эксперт.

Еще одна причина срыва целевых показателей — усложнение экономики жилищного и инфраструктурного строительства, пояснил кандидат экономических наук Андрей Бархота. По его словам, из-за роста цен на материалы и труд увеличились операционные расходы. В итоге заложенные в сметы суммы оказались заниженными и проекты начали выходить за пределы бюджета, что привело к затягиванию сроков. Он также отметил, что возможны и финансовые злоупотребления региональными властями, но на фоне инфляции их трудно выявить — они буквально маскируются среди общих издержек.

— В первую очередь от срыва целей и неэффективного использования инфраструктурных кредитов страдают сами жители регионов, для которых и должны строиться эти объекты. Кроме того, это снижает инвестиционную и туристическую привлекательность территорий — особенно если, например, долго не улучшается качество дорог, — оценила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

Самая серьезная санкция за срыв заявленных результатов — это ограничение доступа к новым траншам, отметил Андрей Бархота. Регион, нарушивший условия, может лишиться части будущего финансирования. В более широком масштабе это приведет к сокращению расходов и инвестпрограмм, что замедлит рост ключевых социально-экономических показателей. Эксперт считает, что для повышения финансовой дисциплины стоит ввести административную ответственность за нарушение сроков сдачи объектов.

В будущем казначейские кредиты могут оказаться более эффективными, чем инфраструктурные, считает Наталья Мильчакова. Однако, по ее мнению, некоторые регионы всё равно не будут выполнять плановые показатели. Она также допускает, что в перспективе такие займы могут выдаваться в цифровых рублях — это упростит контроль за движением средств и поможет понять, куда именно ушли деньги и почему не были достигнуты цели. Кроме того, может усилиться роль правоохранительных органов в контроле за реализацией таких проектов.

Узнать больше по теме
Деньги: постигаем основы финансовой грамотности
Мы используем деньги в повседневной жизни каждый день, редко задумываясь о них как о сложной системе. Если вы хотите больше узнать об этом финансовом инструменте и его функциях, читайте наш материал.
Читать дальше