
Так, 35,4% опрошенных посчитали, что предыдущие пакеты санкций мало что изменили, а значит, и очередной удар ЕС не станет поворотным. Еще 21,7% признались, что им все равно. В то же время тревогу выразили 12,1% респондентов, отметив, что ужесточение ограничений может повлиять на их личную финансовую стабильность.
Некоторые участники опроса отмечали, что, даже в случае ужесточения ограничений, смогут приспособиться: «переживем и 20-й пакет санкций, если потребуется — потерпим». Другие подчеркивали, что ограничения стали настолько частым явлением, что перестали восприниматься как нечто экстраординарное.
Практичность вместо паники
Несмотря на громкие заявления европейских политиков, половина участников опроса (50,8%) уверена, что в банковской сфере практически ничего не изменится. Лишь 26,1% считают, что стоит ожидать отключения еще большего числа российских банков от системы SWIFT. В остальном ожидания носят умеренный характер: только 9,8% боятся ухудшения условий по вкладам и кредитам, а перебоев с системой «МИР» опасаются лишь 3%.
Оценка потенциальных рисков также демонстрирует ограниченный уровень тревожности. Более 34% считают, что санкции в первую очередь затронут крупный бизнес, а не обычных граждан. Еще почти 30% затруднились с прогнозом. Опасения по поводу доступа к валюте и роста комиссий разделяют лишь около 16% опрошенных.
Часть респондентов также отметила, что в результате санкционного давления может ослабнуть рубль, что приведет к обесцениванию сбережений, а из-за роста издержек — подорожают товары с долей импорта, «а она есть почти во всём».
Привычки почти не изменились
Интересно, что несмотря на длительный санкционный фон, две трети респондентов (67,5%) заявили: их финансовое поведение почти не изменилось. Лишь 7,5% начали хранить больше наличных, 5,3% стали пользоваться альтернативными сервисами, а на криптовалюту или иностранную валюту переключились около 3%.
Что касается возможных сценариев будущего, то наиболее распространенное мнение (32,35%), что российская банковская система сможет адаптироваться к новым санкциям, как это уже происходило ранее. При этом 17,2% ожидают дальнейшей финансовой изоляции страны, а почти 15% считают, что новые ограничения окажутся формальностью.
Некоторые респонденты предположили, что в ответ на санкции будет развиваться собственная платежная инфраструктура, хотя это может и сопровождаться ростом цен. Звучали мнения, что в условиях внешнего давления нужно переосмысливать образ жизни: например, уходить из городов и «поднимать заброшенные деревни».
Что делать?
Каждый третий респондент (27,6%) убежден, что дополнительных шагов для защиты своих средств предпринимать не нужно — ситуацию держат под контролем власти. Однако 8,4% считают разумным диверсифицировать сбережения, а еще столько же — сократить использование банковских карт и переводов. Некоторые отмечали, что стоит дождаться конкретных решений и только после этого выбирать стратегию. Звучали также советы «закупаться рублями».
Наконец, почти 38% участников опроса дали российской банковской системе высокую оценку устойчивости. Около 28% считают, что все зависит от масштаба новых санкций, и только 16% назвали текущую ситуацию в российских банках нестабильной.
Некоторые комментаторы выразили уверенность, что система в целом выдержит, однако при этом банки, вероятно, попытаются компенсировать свои издержки за счет населения. При этом звучали мнения, что для большинства граждан серьезных изменений не произойдет, а слабые игроки на рынке могут просто сменить собственников.
Проведенный опрос показал, что несмотря на ужесточившуюся риторику западных стран и угрозы нового санкционного давления, большинство россиян сохраняют спокойствие и уверены в способности банковской системы адаптироваться. Усталость от санкционной повестки, практический подход и устойчивость финансовых привычек: вот основные характеристики настроения людей в ожидании 18-го пакета ограничений.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».