
Московская биржа запланировала провести около 50 pre-IPO. Компании, как ожидается, будут выходить на биржу по мере снижения ключевой ставки. Об этом директор рынка акций Мосбиржи Владимир Овчаров рассказал на конференции для инвесторов Smart-Lab Conf 2025 в Санкт-Петербурге. Его слова передает корреспондент «РБК Инвестиций».
«У нас огромное количество компаний, порядка 50 компаний в пайплайне (на pre-IPO. — “РБК Инвестиции”). Все они в разной стадии [готовности] находятся. Я думаю, постепенно они будут выходить по мере снижения ключевой ставки», — отметил Овчаров.
Он добавил, что сейчас все задумались о том, будет ли спрос на подобные сделки, поэтому кто-то пока выжидает с выходом на биржу. Но топ-менеджер выразил уверенность, что до конца этого года pre-IPO будут. Их количество Овчаров не стал уточнять.
«В нашем понимании средний чек будет колебаться в районе ₽500 млн», — отметил Овчаров, имея в виду сумму привлекаемых средств.
Среди примеров pre-IPO в этом году — размещение на площадке MOEX Start Московской биржи поставщика и разработчика цифровых решений для финтех-компаний и банков ГК «Цифровые привычки». Компания привлекла ₽900 млн, что стало рекордным объемом pre-IPO сделки на российском рынке капитала. Объем эмиссии составил 30 млн акций.
«Группа Экзалтер», которая владеет маркетинговым агентством Exalter и AdTech-компанией Visible, также в начале года заявляла о намерении провести pre-IPO объемом ₽660 млн. Сбор заявок продлевался дважды, итоги сделки объявлены не были.
О планах провести pre-IPO в 2025 году сообщал основатель и гендиректор разработчика промышленных роботов-манипуляторов «Уникальные роботы» Михаил Крапивной. В разговоре с Forbes, компания заявляла о намерении привлечь до ₽100 млн при оценке в ₽500 млн. По словам Крапивного, в 2028 году «Уникальные роботы» планируют провести IPO.
Кроме того, «в процессе предварительной подготовки к pre-IPO» весной находился крупный российский оператор каршеринга BelkaCar. Компания планировала привлечь ₽1,2−2 млрд в обмен на 16−23% в бизнесе. «Коммерсантъ» уточнял, что новые инвесторы смогут продать свои доли через 18−24 месяца во время возможного IPO BelkaCar.
Несколько крупных размещений в раундах, заявленных как pre-IPO, прошло в 2024 году. В частности, сервис «Самолет Плюс» в июле прошлого года разместил дополнительный выпуск акций по цене ₽275 за бумагу и привлек ₽825 млн. Сделка на сейчас является второй по величине на pre-IPO рынке после «Цифровых привычек».
Но есть и неудачный пример. Так, в октябре 2024 года pre-IPO провела частная российская космическая компания SR Space, сумев привлечь лишь 1,5% от ожидаемой суммы. По итогам pre-IPO компания разместила 8,5 тыс. акций общей стоимостью ₽23,47 млн. В SR Space оценили результат pre-IPO как умеренный и сообщили, что будут размещать оставшийся объем допэмиссии на внебиржевом рынке.