
Китай, по данным издания, остается крупнейшим импортером иранской нефти, несмотря на масштабные санкции США против Тегерана. По данным аналитической компании Kpler, в 2024 году поставки иранской нефти в КНР почти удвоились по сравнению с 2022 годом — до 17,8 млн баррелей в сутки. При этом официальная китайская таможня не зафиксировала ни одной партии нефти из Ирана с июля 2022 года.
Эксперты объясняют устойчивость торговли теневой схемой поставок, которая включает перегрузки нефти с судна на судно, расчёты в юанях и использование небольших банков, находящихся под санкциями США. Такая структура позволяет избегать участия в долларовой системе и не ставит под удар крупные китайские банки.
«С тех пор как администрация Трампа ввела жёсткие ограничения, физический рынок не ощутил долгосрочного снижения объёмов иранской нефти», — отмечает Брайан Лейзен, стратег RBC Capital Markets.
«Чайники» и скидки.
Основными покупателями иранской нефти остаются независимые китайские НПЗ, так называемые teapots (чайники), поскольку крупные государственные и частные компании по-прежнему избегают подсанкционного сырья. По словам аналитиков, эти НПЗ закупают нефть с доставкой до порта, что позволяет им избежать логистических рисков и юридических последствий.
Цены на иранскую нефть остаются конкурентоспособными: например, марка Iranian Light торгуется на $6−7 дешевле, чем аналогичная по качеству и не попадающая под санкции нефть Upper Zakum из ОАЭ.
По оценкам Конгресса США, в 2023 году экспорт нефти и нефтехимии принёс Ирану до $70 млрд. При этом около 90% всего иранского сырья направляется именно в Китай, свидетельствуют данные Управления энергетической информации США (EIA).
Легализация через Малайзию.
Значительная часть поставок оформляется через Малайзию. Объёмы импорта нефти Китаем из этой страны в 2024 году составили 1,4 млн баррелей в сутки, что в два раза превышает уровень собственной добычи Малайзии. В Восточно-Малайзийском регионе активизировалась перегрузка нефти с судна на судно, после чего груз маскируется под малайзийский и направляется в КНР.
«Я всё чаще вижу, как танкеры фальсифицируют своё местоположение у берегов Малайзии, скрывая истинное происхождение нефти», — заявила Бриджит Дьякун, аналитик Lloyd’s List Intelligence.
Также применяется технология «спуфинга» — суда передают ложные сигналы о маршрутах, чтобы скрыть участие в санкционных перевозках. После перегрузки документы меняются, и отследить происхождение груза становится практически невозможно.
Политика и нефть.
Ранее на этой неделе Дональд Трамп, претендующий на участие в президентских выборах 2024 года, неожиданно заявил в соцсети Truth Social, что Китай может продолжать закупать иранскую нефть, что вызвало резкое — на 6% — падение цен на нефть в США. Позже представитель Белого дома уточнил, что это заявление не означает смягчения санкционной политики.
Аналитики полагают, что высказывание Трампа можно рассматривать как попытку торгового маневра: демонстрацию доброй воли в адрес Китая и стимул для Ирана вернуться к переговорам по ядерной программе.
«Даже если будет ослабление санкционной риторики, мы не ожидаем снижения объёмов поставок иранской нефти в Китай — физический рынок продолжит функционировать в прежнем режиме», — отметил Лейзен.