Объем выдач займов на рынке МФО сократился впервые с 2022 года

Рынок микрофинансирования (МФО) в России начал демонстрировать признаки охлаждения в первом квартале 2025 года, следует из данных Банка России. На фоне ужесточения регулирования и действия макропруденциальных лимитов квартальный объем выдач займов снизился впервые с конца 2022 года, однако общий портфель займов продолжил расти, достигнув 688 млрд рублей. При этом прибыль микрофинансовых организаций сократилась.

Источник: Market Power

По данным ЦБ, в первом квартале 2025 года совокупные выдачи МФО составили ₽497 млрд, что на 1% меньше, чем в предыдущем квартале, но на 71% больше в годовом выражении. Снижение к предыдущему кварталу произошло из-за замедления роста потребительских займов и сезонного спада в сегменте финансирования бизнеса. Процентные ставки по основным продуктам МФО выросли, так как компании адаптируются к более высокой стоимости фондирования.

Несмотря на снижение выдач, портфель займов МФО вырос на 10% за квартал (и на 46% за год), достигнув ₽688 млрд. Основной вклад в этот рост вносят МФО, связанные с крупными банками и маркетплейсами. Качество портфеля при этом неоднозначно: доля просроченной задолженности свыше 90 дней продолжает снижаться, но наметился рост просрочки длительностью менее 90 дней.

Прибыль МФО за квартал составила ₽13 млрд, что на 8% меньше, чем годом ранее. Около трети компаний завершили квартал с убытком. В поиске рентабельности компании наращивают доходы от непрофильных направлений — на них пришлась уже четверть совокупных доходов отрасли.

На этом фоне положительную динамику показал рынок ломбардов. Рост стоимости золота привел к увеличению объема выдач и размера портфеля, а прибыль отрасли более чем в два раза превысила прошлогодние показатели. Общий портфель займов ломбардов увеличился на 18% по сравнению с предыдущим кварталом и на 49% год к году, до ₽87 млрд.

Больше финансовой аналитики от Market Power — в нашем телеграм-канале.

Узнать больше по теме
Рентабельность: что это такое и почему она важна
Способность получать максимальную прибыль при минимальных затратах считается ключевым фактором успеха в бизнесе. В статье мы разберем, как рассчитывается рентабельность и какие факторы могут повлиять на ее уровень.
Читать дальше