
— Сейчас тема искусственного интеллекта в России очень широко обсуждается. На технологии возлагают большие надежды, в том числе, в минимализации последствий дефицита рабочей силы. Как в банке используют эту технологию и ведете ли вы какие-то свои наработки?
— Мы запустили масштабную программу изменений в нашем банке. Развитие искусственного интеллекта мы определили, как ключевой элемент конкурентного преимущества. Это стало одной из наших стратегических целей, и работа ведется в еженедельном режиме.
Над реализацией проекта работает большая команда, охватывающая все бизнес-направления и всю сеть. На сегодняшний день мы добились вовлечения в процесс каждого сотрудника. Параллельно реализуется около 300 цифровых проектов, объединенных общей целью — повышением производительности с помощью ИИ.
Мы перестраиваем сотни внутренних процессов, интегрируя в них искусственный интеллект. Это приводит к фундаментальным изменениям в управленческой философии. Теперь каждый руководитель, давая поручение, сначала рассматривает возможность его выполнения с помощью ИИ. При найме новых сотрудников мы оцениваем, какие задачи можно делегировать искусственному интеллекту.
Программа, стартовавшая в апреле, рассчитана на год. Мы ожидаем, что она радикально повысит нашу эффективность — как минимум на 30% в пересчете на человеческий фактор.
Важно подчеркнуть: речь идет не о сокращении штата, а о росте производительности.
— С какими сложностями вы как руководитель сталкиваетесь в применении ИИ?
— В процессе реализации мы сталкиваемся с несколькими вызовами. Первое — это инвестиции. Для работы с нашим штатом в 37 тысяч сотрудников требуются мощные ИИ-модели, способные обрабатывать огромные объемы запросов. Это значительные финансовые вложения, особенно в текущих условиях.
Второе — это отсутствие на рынке готовых решений. Мы первопроходцы в такой трансформации. Как и при появлении электричества, телевидения или смартфонов, нам приходится действовать методом проб и ошибок, опираясь на собственную экспертизу и здравый смысл.
Третья сложность — сопротивление изменениям. Часть сотрудников, конечно, скептически относится к нововведениям. Однако мы уверены, что сильные специалисты получат новые возможности для роста, и станут локомотивом для скептиков.
— Уже есть какие-то результаты применения ИИ? Можете их озвучить?
— ИИ действует как экзоскелет, многократно усиливая возможности сотрудников. Уже сейчас мы видим впечатляющие результаты:
• Сотрудники без навыков программирования создают код с помощью ИИ
• Время подготовки аналитических презентаций сократилось в 4 раза
Но остаются и сложности. Это дефицит специалистов по работе с ИИ, вопросы кибербезопасности и защиты данных (мы используем закрытые модели), а также недостаточная развитость регуляторной базы.
Повторю: наша цель — перераспределение времени сотрудников на задачи, где нужен человеческий подход — творчество, синтез опыта, работа с клиентами. Именно в этих областях ИИ пока не может заменить людей.

— Мы беседуем на полях Петербургского международного экономического форума, поэтому хочу спросить о том, какие удалось подписать контракты или договора о намерении?
— Мы уже заключили около 10 партнерских соглашений с компаниями из разных сфер бизнеса. Параллельно провели больше 50 переговоров — многие из них переросли в устные договоренности, которые скоро оформятся в конкретные проекты.
Особенно гордимся соглашением с Костромской областью — нашим родным регионом. Вместе с местными властями мы создадим современный технологический центр. Вложим в это 4,7 млрд рублей, чтобы развивать финтех и обработку данных.
Для костромичей это значит почти 1900 новых крутых рабочих мест, а для банка — мощный импульс для технологического роста.