
Оксана, вы решили уйти с руководящей позиции в найме и построить свою компанию. Оборот вашей компании ГК ProStore составил за прошлый год 6,7 млрд руб, это впечатляющая цифра. Расскажите, как это было. Что стало отправной точкой и какой бюджет на первом этапе у вас был.
— Начинала я с минимальных сумм. Выбрала сферу, в которой хотела бы развиваться, просчитала бизнес-план. Я понимала, что буду двигаться от интересов клиентов. Так как денег было ограниченное количество, то сняла минимальный офис и фактически выделила для себя ту сумму, которую мне на том этапе было не жалко потерять.
Тогда, в 2012—2013 годах, я понимала, что это риск и можно тратить только то, что не жалко.
Первые вложения составили миллион рублей за два года. Это то, что мы вкладывали, но по факту компания работала в ноль. На первом этапе мы ничего не зарабатывали. Позднее появилась прибыль и мы начали зарабатывать и жить полностью без поддержки со стороны семьи.
Сколько времени у вас ушло от момента старта до выхода на миллиардные обороты?
— Если говорить про текущий оборот, то на это ушло 12 лет. В этот период мы переживали самые разные кризисы.
Какие компетенции, на ваш взгляд, необходимы на старте бизнеса?
— На мой взгляд, для своего бизнеса обязательно нужен некоторый опыт работы, кругозор. Мне кажется, что человеку должно быть лет 30. Я себе плохо представляю предпринимателя, который в 18 лет, не имея никакого опыта, сразу сможет достичь успеха в бизнесе. Необходим некоторый жизненный опыт.
Также стоит получить карьерный опыт в какой-то сфере, нужно пройти определенный путь. Необходимо понять, что такое управление людьми, какими бывают бизнес-процессы.
На мой взгляд, опять же, так как я человек из финансов (Оксана Любивая до запуска своего проекта долгое время проработала в российской банковской сфере — прим.ред.) и постоила карьеру в кредитных компаниях, то этот опыт лег базой для управления финансами. И это ядро любого бизнеса, безопасной жизни. Именно этот опыт помогает развивать компанию и проходить все кризисы на своем пути, извлекая из них уроки.
Можно ли просчитать заранее убытки и ошибки в своем деле?
— Конечно. Для этого надо опираться на бизнес-план. Опять же, если ты уже с опытом, то это не пугает: простроение бизнес-планов не вызывает проблем.
Да, в больших корпорациях бизнес-план значительно отличается от стартапа. Но важен любой опыт. Если ты умеешь просчитывать, это значительно упрощает запуск.
Повторюсь: опыт имеет ключевое значение. Он поможет просчитать прибыль или убыток, если ситуация наложилась на кризис в отрасли или в компании. Любая компания, в том числе моя, опирается на бюджетный период в конце каждого года. Есть промежуточные «точки», раз в квартал или раз в полугодие. Это помогает оценивать финансовое положение компании.
Ведь деньги — это кровоток любого предприятия.
Можно ли совмещать работу и семью, материнство? И как соблюсти баланс в жизни и карьере?
— Конечно! Например, я запустила свой бизнес, когда моему старшему сыну был годик. В процессе я родила дочку. И несмотря на то, что у меня большая и профессиональная команда, бизнес находится в моем управлении и я управляю им, даже с маленьким ребенком на руках.
Безусловно, параллельно с работой можно наслаждаться материнством. Главный вопрос: как это все организовать и к этому подойти? Совмещать можно все, но приоритеты придется расставлять. Про себя могу сказать, что на третьего ребенка я не решилась. Анализируя свой опыт и понимая, что все то, что у меня сейчас есть — это гармонично и комфортно.
Какой главный совет вы бы дали женщинам в бизнесе?
— Не бояться. Самая наша большая ошибка, что мы все время тревожимся и боимся. Надо научиться со своей тревогой и страхом работать и понимать, что это только внутренняя природная штука. Она на протяжении тысячелетий помогала женщинам сберегать детей. Сейчас излишняя тревога ставит на предохранитель многие процессы, в том числе — в карьере и бизнесе.
Поэтому, если вы боитесь, надо посмотреть в тревогу, разобраться с ней, что там тебя беспокоит, проработать и двигаться дальше.