
Для зарубежных брендов в случае их возвращения в Россию предложили ввести обязательную компенсацию убытков потребителям. Деньги авторы инициативы предлагают переводить в специальный фонд, его размер должен составить не менее 400 млрд рублей. С такой инициативой в кабмин обратилась «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ). По мнению общественников, если иностранная компания, например, Apple или BMW, отключила для россиян какую-либо функцию в своем продукте, она обязана вернуть 5−10% от его стоимости.
Как можно будет получить компенсацию от иностранной компании
Общественники предложили правительству свои условия возвращения иностранных брендов, которые в 2022—2023 годах покинули страну. Так, в ОПИ уверены, что зарубежные компании должны компенсировать людям причиненные убытки, сказано в письме организации в правительство, с которым ознакомились «Известия». Ведь в ряде случаев, когда наши бывшие партнеры — производители и импортеры — покидали страну, они нарушали права потребителей.
Например, производители отключали функции смартфонов, автомобилей и другой техники. Также люди не могли устанавливать обновления ПО, а сроки ремонта выросли, иногда случалось, что специалисты сервисов не могли проводить диагностику товаров. Всё это создавало для покупателей трудности в использовании достаточно дорогой продукции — вплоть до того, что технику и электронику невозможно было использовать, сказано в письме ОПИ. Для людей это оборачивалось убытками, которые продолжают возникать и сейчас.
— Отключение функций товара в течение гарантийного срока и срока службы недопустимо, мы уверены, что это следует признавать недостатком товара, при котором потребитель вправе потребовать у изготовителя или импортера вернуть ему уплаченные деньги за эту продукцию. Плюс к этому, претензии потребителя к качеству программного обеспечения товара (компьютера, смартфона, автомобиля и так далее) надо рассматривать как требования к качеству самого товара в целом, — сказал «Известиям» глава ОПИ Олег Павлов.
Например, на практике потребителю понадобится доказать факт приобретения товара. Размер компенсации может составлять 5−10% от его стоимости если речь идет об отключении функций техники и оборудования. В частности, если в смартфоне больше нет возможности бесконтактной оплаты или изготовитель заблокировал установку некоторых приложений. Аналогично следует действовать, если иностранцы отключили некоторые функции автомобиля, например, дистанционный запуск, контроль состояния и так далее.
Для таких случаев в РФ должен функционировать специальный фонд, в который возвращающиеся компании вносят взнос, из него же люди смогут получать в дальнейшем компенсации. Это следует делать по единым правилам, которые еще предстоит разработать. По оценкам ОПИ, продажи иностранных брендов на российском рынке до ухода с него превышали 8 трлн рублей, а значит, как полагают в организации, размер компенсационного фонда должен составить не менее 400 млрд рублей. Взнос в него должен стать обязательным условием для возвращения в Россию, такие средства также можно использовать на программы импортозамещения, уточнил Олег Павлов.
— Такие компании, как Apple, Google, Samsung, Sony, Mercedes и другие производители техники, электроники и автомобилей, которые прекращали гарантийную поддержку и отключали критически важные функции, в случае их возвращения на российский рынок должны стать одними из первых плательщиков в такой фонд, — сказал эксперт. — Сейчас нужно разработать правила возвращения иностранных компаний на российский рынок, которые легализуют этот механизм компенсаций. С его помощью можно будет сформировать компенсационный фонд под государственным управлением. Также понадобится создать методику, которая позволит определить размер выплат людям в зависимости от нарушения и причиненного убытка.
В правительстве «Известия» перенаправили в Роспотребнадзор, где на вопросы не ответили. Также редакция направила вопросы в Минпромторг и Минфин, которые сейчас активно обсуждают, какими должны стать условия возвращения иностранцев на отечественный рынок.
В ассоциации производителей электроники и бытовой техники РАТЭК не предоставили комментариев. Кроме того, «Известия» направили запросы в Apple, Google, Samsung, Sony, Mercedes, BMW, Audi.В марте 2022 года ОПИ пыталась в судах отстоять права потребителей. Так, например, общественники подали в суд на российскую дочку Apple. Тогда компания приостановила импорт, продажу и техническое обслуживание своей продукции в РФ. Но суды отказывались принимать или рассматривать подобные иски из-за отсутствия в законодательстве прямых указаний на обязанность импортеров обеспечивать возможность технического обслуживания и ремонта ввезенных товаров.
В 2023 году концерн Toyota возобновил прямые поставки запчастей в Россию, писали «Известия». Также российская дочка «Тойота Мотор» (официальный поставщик продукции в РФ) разрешила своим дилерам параллельный импорт запчастей, на которые распространяются ограничения, например электроники. Поскольку цели судебного разбирательства были достигнуты, было принято решение об отказе от иска, отметил Олег Павлов.
Справка «Известий»
Глава Минпромторга Антон Алиханов ранее назвал условия для возвращения иностранных брендов. Он отметил, что заходить на рынок РФ нужно будет только с российскими партнерами и под российским контролем, только с приземлением технологии и только с освоением в понятной перспективе полного цикла производства на нашей территории. Свое видение представили и депутаты Госдумы, которых поддержали в Минфине. Так, парламентарии решили, что власти РФ смогут отказывать в обратном выкупе акций компаний в случае, если они значимо влияют на социально-значимые сферы экономики.
Какие условия нужно соблюсти иностранцам при возвращении в РФ
Основное условие возвращения иностранных компаний на потребительский рынок России, по мнению Союза потребителей РФ, — гарантировать соблюдение обязательств, которые уже предусмотрены законом о защите прав потребителей, в том числе в части формирования запаса необходимых запчастей и другие нормы, сказал председатель организации Алексей Койтов.
— Как вариант, можно рассмотреть обязательное страхование ответственности иностранных компаний перед российским потребителями, либо сформировать фонд для этих целей. Плюс к этому, необходимо законодательно закрепить параллельный импорт в России как постоянную, а не временную меру. Это позволит не допустить монопольные поставки товаров иностранных брендов, которые в итоге оборачиваются дискриминацией по цене и их завышением, — пояснил эксперт.
Инициатива ОПИ направлена на защиту прав потребителей и имеет смысл в части компенсации реального ущерба при отключении сервисов, уверен вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. Однако, ее формат с обязательным взносом, который в итоге сформирует фонд в 400 млрд рублей, может осложнить возвращение брендов в Россию, сделать его дороже.
— Главный риск в этой ситуации заключается в том, что иностранные компании просто не захотят возвращаться из-за дополнительных финансовых и бюрократических барьеров. Тем более следует учитывать сложности управления фондом и справедливого распределения компенсаций, — заметил он. — При возвращении брендам стоит предложить четкие условия: обязательную локализацию производства и инвестиций, равномерное региональное присутствие, выполнение ранее взятых договорных обязательств. Это обеспечит баланс интересов рынка и потребителей.
Высказанная общественниками инициатива о компенсации — объективная мера, сказал «Известиям» вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. Однако возникает вопрос: как найти всех пострадавших или, к примеру, как определить — кто купил технику Apple после ухода бренда или до него. Один из вариантов — выплаты через обращение самих пользователей: они подтверждают покупку и получают компенсацию напрямую, предложил эксперт.
— Основной риск в этом случае — определить всех пострадавших. Тем более неясно, как собрать данные о покупателях, особенно, если компания уже не работает на нашем рынке. Кроме того, если компенсации будут выплачивать через фонд, возможны задержки и бюрократические сложности, — размышляет Иван Мельников. — Еще один момент — реакция иностранных брендов. Если условия возврата в РФ будут слишком жесткими, например, появится запрет на вывод прибыли или обязательная локализация без гарантий, компании не вернутся. У них есть альтернативы — другие рынки сбыта в мире, тем более санкционные риски снижают привлекательность России.
Но, уверен эксперт, власти в случае возвращения компаний должны найти баланс между защитой прав потребителей и интересами бизнеса. С одной стороны, компании должны гарантировать сервис и выполнение обязательств перед клиентами, а с другой — им нужны разумные условия без избыточного регулирования, которое только отпугнет инвесторов.