Поставить на паузу: правительство просят ввести временный запрет на понятие «экокожа»

Сенаторы и общественники против того, чтобы товары из синтетики выдавали за натуральные.

Источник: РИА "Новости"

В СФ поддержали введение временного запрета на использование продавцами понятий «экокожа», «экомех», «веганкожа», чтобы защитить потребителей от подделок и фальсификата. Сенаторы рекомендуют правительству ввести такие ограничения до момента вступления в силу поправок в техрегламент Таможенного союза. Причина — массовое наличие на потребительском рынке вещей (одежды, обуви и др.), изготовленных из синтетических материалов, при этом обозначенных как натуральные. Инициативу поддерживают в общественном совете при Роспотребнадзоре и в Российском союзе кожевников и обувщиков (РСКО).

Почему экокожу и экомех нельзя считать натуральными

Правительство просят ввести запрет на использование продавцами понятий «экокожа», «экомех», «веганкожа», чтобы защитить права потребителей от подделок и фальсификата. Ограничение должно действовать до момента внесения в технический регламент Таможенного союза 017/2011 поправок с определениями этих понятий. Такие рекомендации в адрес кабмина подготовил комитет Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности во главе с Вячеславом Тимченко по итогам парламентских слушаний, которые прошли в верхней палате парламента в начале июня.

В документе (есть у «Известий») говорится, что в сфере защиты прав потребителей сегодня остается ряд проблем, характерных для всех регионов России. В том числе это касается реализации на маркетплейсах и онлайн-платформах некачественной и небезопасной продукции, а также наличия на потребительском рынке одежды, обуви и других изделий, изготовленных из синтетических материалов, при этом обозначенных как натуральные. Для этих целей продавцы используют такие понятия, как «экокожа», «веганкожа» и тому подобное. Однако данные товары не имеют никакого отношения к настоящей коже и вводят потребителей в заблуждение.

В связи с этим правительству рекомендуется рассмотреть возможность введения временного запрета на использование слов «экокожа», «экомех», «веганкожа» и подобных в рекламе и при продаже продукции легкой промышленности (одежды, обуви) из синтетических материалов, сообщается в документе.

Справка «Известий»

Экокожа создается в лабораторных условиях из синтетических материалов. Она была изобретена в середине XX века как альтернатива натуральной коже, которая была слишком дорогостоящей для потребителей. Ученые из США и Японии разработали материал, который внешне и по эксплуатационным характеристикам был похож на натуральную кожу из шкур животных. Однако в наше время маркетологи стали применять понятие экокожи как экологически чистый материал, чтобы более выгодней продать товар.

Как сообщили «Известиям» в Совете Федерации, в апреле этого года с проблемой подмены понятий натуральной и экокожи к сенаторам обратился Российский союз кожевников и обувщиков (РСКО). Бизнес призвал парламентариев принять меры в связи с проблемой распространения синтетических материалов под видом натуральных, напомнив, что вопрос об их необходимости впервые на площадке СФ был поднят еще полтора года назад. Об этом писали «Известия».

«В 2025 году по настоянию производителей Минпромторг начал проработку предложений по внесению изменений в технический регламент ЕАЭС в части уточнения термина “кожа”. Однако практика показывает, что данный вопрос может рассматриваться годами и не будет решен, так как страны — участники ЕАЭС сложно согласовывают такие вопросы. Например, вопрос по изменению высоты каблука в детской обуви решался государствами около семи лет. В этой ситуации необходимо введение временного запрета (до принятия изменений) на применение незаконных словосочетаний с приставкой “эко”, — говорится в обращении союза в адрес сенаторов (есть у “Известий”).

— Материалы, из которых изготавливается так называемая экокожа, — синтетические. Поэтому эти товары мало того что не долговечные, но и зачастую вредные для здоровья. Хотя в РФ есть понятия синтетической и искусственной кожи, но их продавцам использовать невыгодно, — пояснила гендиректор РСКО Александра Андрунакиевич, подчеркнув, что во многих странах, в том числе в ЕС, такой запрет на использование этих терминов уже введен.

По ее словам, если несколько лет назад в России подмена понятий была единичным явлением, то теперь она стала массовой.

«Известия» направили запрос в кабмин и Минпромторг с просьбой прокомментировать перспективы поддержки запрета.

Как производители обманывают покупателей

В данном случае речь идет о недобросовестном маркетинговом приеме, который граничит с введением в заблуждение и обманом потребителей, сообщил «Известиям» глава общественного совета при Роспотребнадзоре, руководитель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов, который принимал участие в парламентских слушаниях в СФ.

— Названия «экокожа», «экомех», «веганкожа» формируют у покупателей впечатление, что они имеют дело с натуральной продукцией, но это не так. К сожалению, ввиду отсутствия регулирования и прямого запрета этим всё больше и больше пользуются недобросовестные предприниматели абсолютно в различных сферах — от изготовления одежды до оборудования салонов автомобилей, — пояснил общественник, отметив, что в его адрес поступает большое количество жалоб от россиян, которые не смогли разобраться в подмене понятий и разочаровались в покупке товаров.

По его словам, было бы очень полезно сейчас этот вопрос урегулировать и закрепить хотя бы временное ограничение запрета на уровне постановления правительства.

— Это бы не только защитило потребителей, но и способствовало защите интересов производителей товаров из натуральной кожи. Если эти товары изготовлены из синтетики, то они так и должны называться, потому что они, как правило, недолговечны: в процессе эксплуатации они растрескиваются, расслаиваются и быстро разваливаются, — отметил Олег Павлов.

При этом он считает, что заменить ценники с определениями товаров продавцам не составит большого труда, так как они и так их обновляют при каждом поступлении изделий или изменении курса доллара.

Научный руководитель центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что потребители поддержали бы это предложение о введении временного запрета, так как люди хотят знать, за что они платят деньги. При этом он считает, что инициатива не будет работать, если за ее нарушения к бизнесу не будут применены санкции.