
В условиях современного рынка, где конкуренция растет с каждым днем, а возможности для сотрудничества становятся все более разнообразными, проверка контрагента приобретает особую значимость. Надежные партнеры — залог успешного ведения бизнеса, поэтому грамотная оценка потенциальных союзников становится важной частью стратегического планирования. В статье рассказываем, как проверить контрагента и какими инструментами воспользоваться, поделимся советами эксперта.
Зачем и когда проверять контрагентов
Недобросовестные организации могут нанести серьезный ущерб компании. Чтобы этого не произошло, необходимо обязательно проверять контрагентов на благонадежность.
«Проверка контрагентов является важным этапом в ведении бизнеса, который позволяет компаниям минимизировать риски, связанные с финансовыми и юридическими аспектами», — отметила Екатерина Орлова, к. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения Государственного университета управления.
Эксперт перечислила причины, почему необходимо проводить проверку партнеров.
1. Минимизация риска финансовых потерь и защита от неплатежей: изучение финансового состояния потенциального партнера позволяет оценить его платежеспособность и надежность.
2. Оценка надежности и деловой репутации: проверка деловой истории контрагента помогает определить уровень надежности компании и ее репутацию на рынке.
3. Соблюдение законодательства: проверка контрагентов на наличие нарушений законодательства, а именно уклонение от налогов и отмывание денежных средств.
4. Финансовые и операционные риски: оценка финансовых коэффициентов позволяет лучше понять операционные риски.
5. Заключение обоснованных договоров: проверка данных о контрагенте позволит составить точные условия контракта.
6. Сотрудничество с сомнительными контрагентами негативно скажется на репутации компании.
7. Принятие обоснованных экономических решений: проверка контрагентов дает возможность оценить риски и принять обоснованные экономические решения в отношении партнеров.
Способы проверки контрагента: пошаговая инструкция
Екатерина Орлова отметила, что каждая компания может бесплатно и самостоятельно проверить контрагента с помощью следующих ресурсов:
- сервис ФНС «Прозрачный бизнес»: раскрывает информацию о среднесписочной численности работников организации, о дисквалифицированных лицах, адресах массовой регистрации, применяемых специальных налоговых режимах, уплаченных в календарном году налогах и страховых взносах, суммах доходов и расходов и др.;
- сайт Федеральной антимонопольной службы: позволяет проверить контрагента на недобросовестность (реестр недобросовестных поставщиков);
- сайт Федеральной службы судебных приставов: дает возможность проверить наличие заведенного в отношении контрагента исполнительного производства;
- выписка из ЕГРЮЛ: позволяет проверить соответствие ОКВЭД условиям договора и размер уставного капитала контрагента.
«Помимо перечисленных ресурсов, можно проверить паспорт директора через сайт “Госуслуги”, участие контрагента в судебных процессах через картотеку арбитражных дел, наличие обременений на транспортные средства или недвижимость контрагента через сайт Федеральной нотариальной палаты», — отметила эксперт.

Ниже рассмотрим подробную инструкцию, как самостоятельно провести проверку.
Через сайт ФНС
Как мы уже отмечали, проверку можно провести через сервис «Прозрачный бизнес».
1. Введите данные компании
В поисковой строке укажите ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название компании или ФИО. Вам будет доступна информация об учредителях, дисквалифицированных лицах, адресах массовой регистрации юридических лиц
2. Используйте расширенный поиск
Возле поисковой строки нажмите на пункт «Расширенный поиск». Вам потребуется внести следующую информацию о контрагенте:
- ИНН, ОГРН, название;
- виды деятельности по ОКВЭД;
- субъект Российской Федерации;
- организационно-правовую форму;
- статус (действующая/деятельность прекращена/процесс банкротства
и т. д. ); - общую сумму недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
- уплаченную сумму налоговых сборов;
- сумму расходов и другие параметры.
Через картотеку дел
Здесь можно проверить участие партнера в судебных разбирательствах.
Укажите данные компании
Найдите соответствующий сайт. В разделе «Фильтр дел» введите следующую информацию:
- участник дела (название, ИНН или ОГРН);
- судья (фамилия);
- суд (название дела);
- номер дела;
- дата регистрации дела.
Если номер дела и другие параметры неизвестны, ищите информацию по названию компании.
Через сайт единой информационной системы в сфере закупок
Здесь можно узнать, включен ли контрагент в реестр недобросовестных поставщиков.
1. Зайдите на сайт и перейдите в раздел «Заказчикам»
На странице найдите абзац «Контроль и аудит». Под первым пунктом находится необходимый раздел «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций)».
2. Введите информацию о контрагенте
Укажите наименование организации или ФИО, ИНН. Далее вам предоставят информацию о том, включен ли контрагент в соответствующий список.
Через Федресурс
На этом сервисе можно узнать, не находится ли партнер в стадии банкротства. Для этого на странице сайта найдите раздел «Банкротство» и нажмите на него. В появившемся поисковом окне введите название организации, ИНН или ОГРН.
Через сайт приставов
Благодаря этому сервису можно узнать, ведется или нет в отношении контрагента исполнительное производство. Зайдите на сайт Федеральной службы судебных приставов. На главной странице нажмите на кнопку «Расширенный поиск», а далее — «Поиск юридических лиц». Потом необходимо ввести наименование предприятия, адрес и регион. Поиск также можно вести по ИНН.
Чек-лист: как проверить нового контрагента
Подведем итог и перечислим ключевые моменты статьи.
1. Как отметила эксперт, проверка контрагентов считается неотъемлемой частью управления рисками в бизнесе. Она позволяет компании минимизировать финансовые и правовые риски, сохранить репутацию и установить надежные и доверительные отношения с партнерами.
2. Для проверки необязательно запрашивать полный пакет документов у контрагента, достаточно знать ИНН, ОГРН и наименование организации или ФИО ИП.
3. Проверку можно проводить самостоятельно и бесплатно.
4. Узнать информацию о контрагенте можно через следующие сервисы:
- «Прозрачный бизнес», сайт ФНС;
- Федресурс;
- Реестр недобросовестных поставщиков;
- Сайт ФССП
и т. д.
Эксперт: Екатерина Орлова, к. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения Государственного университета управления