Как проверить контрагента: бесплатные сервисы и пошаговая инструкция

В статье рассказываем, как можно бесплатно проверить контрагента, какие документы для этого нужны и через какие сервисы это сделать, приводим пошаговую инструкцию.

Алина Пацека
Автор Финансы Mail
График контрагентов.
Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

В условиях современного рынка, где конкуренция растет с каждым днем, а возможности для сотрудничества становятся все более разнообразными, проверка контрагента приобретает особую значимость. Надежные партнеры — залог успешного ведения бизнеса, поэтому грамотная оценка потенциальных союзников становится важной частью стратегического планирования. В статье рассказываем, как проверить контрагента и какими инструментами воспользоваться, поделимся советами эксперта.

Зачем и когда проверять контрагентов

Недобросовестные организации могут нанести серьезный ущерб компании. Чтобы этого не произошло, необходимо обязательно проверять контрагентов на благонадежность.

«Проверка контрагентов является важным этапом в ведении бизнеса, который позволяет компаниям минимизировать риски, связанные с финансовыми и юридическими аспектами», — отметила Екатерина Орлова, к. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения Государственного университета управления.

Эксперт перечислила причины, почему необходимо проводить проверку партнеров.

1. Минимизация риска финансовых потерь и защита от неплатежей: изучение финансового состояния потенциального партнера позволяет оценить его платежеспособность и надежность.

2. Оценка надежности и деловой репутации: проверка деловой истории контрагента помогает определить уровень надежности компании и ее репутацию на рынке.

3. Соблюдение законодательства: проверка контрагентов на наличие нарушений законодательства, а именно уклонение от налогов и отмывание денежных средств.

4. Финансовые и операционные риски: оценка финансовых коэффициентов позволяет лучше понять операционные риски.

5. Заключение обоснованных договоров: проверка данных о контрагенте позволит составить точные условия контракта.

6. Сотрудничество с сомнительными контрагентами негативно скажется на репутации компании.

7. Принятие обоснованных экономических решений: проверка контрагентов дает возможность оценить риски и принять обоснованные экономические решения в отношении партнеров.

Способы проверки контрагента: пошаговая инструкция

Екатерина Орлова отметила, что каждая компания может бесплатно и самостоятельно проверить контрагента с помощью следующих ресурсов:

  • сервис ФНС «Прозрачный бизнес»: раскрывает информацию о среднесписочной численности работников организации, о дисквалифицированных лицах, адресах массовой регистрации, применяемых специальных налоговых режимах, уплаченных в календарном году налогах и страховых взносах, суммах доходов и расходов и др.;
  • сайт Федеральной антимонопольной службы: позволяет проверить контрагента на недобросовестность (реестр недобросовестных поставщиков);
  • сайт Федеральной службы судебных приставов: дает возможность проверить наличие заведенного в отношении контрагента исполнительного производства;
  • выписка из ЕГРЮЛ: позволяет проверить соответствие ОКВЭД условиям договора и размер уставного капитала контрагента.

«Помимо перечисленных ресурсов, можно проверить паспорт директора через сайт “Госуслуги”, участие контрагента в судебных процессах через картотеку арбитражных дел, наличие обременений на транспортные средства или недвижимость контрагента через сайт Федеральной нотариальной палаты», — отметила эксперт.

Предприниматели передают деньги.
Источник: Freepik

Ниже рассмотрим подробную инструкцию, как самостоятельно провести проверку.

Через сайт ФНС

Как мы уже отмечали, проверку можно провести через сервис «Прозрачный бизнес».

1. Введите данные компании

В поисковой строке укажите ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название компании или ФИО. Вам будет доступна информация об учредителях, дисквалифицированных лицах, адресах массовой регистрации юридических лиц и т. д.

2. Используйте расширенный поиск

Возле поисковой строки нажмите на пункт «Расширенный поиск». Вам потребуется внести следующую информацию о контрагенте:

  • ИНН, ОГРН, название;
  • виды деятельности по ОКВЭД;
  • субъект Российской Федерации;
  • организационно-правовую форму;
  • статус (действующая/деятельность прекращена/процесс банкротства и т. д.);
  • общую сумму недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
  • уплаченную сумму налоговых сборов;
  • сумму расходов и другие параметры.

Через картотеку дел

Здесь можно проверить участие партнера в судебных разбирательствах.

Укажите данные компании

Найдите соответствующий сайт. В разделе «Фильтр дел» введите следующую информацию:

  • участник дела (название, ИНН или ОГРН);
  • судья (фамилия);
  • суд (название дела);
  • номер дела;
  • дата регистрации дела.

Если номер дела и другие параметры неизвестны, ищите информацию по названию компании.

Через сайт единой информационной системы в сфере закупок

Здесь можно узнать, включен ли контрагент в реестр недобросовестных поставщиков.

1. Зайдите на сайт и перейдите в раздел «Заказчикам»

На странице найдите абзац «Контроль и аудит». Под первым пунктом находится необходимый раздел «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций)».

2. Введите информацию о контрагенте

Укажите наименование организации или ФИО, ИНН. Далее вам предоставят информацию о том, включен ли контрагент в соответствующий список.

Через Федресурс

На этом сервисе можно узнать, не находится ли партнер в стадии банкротства. Для этого на странице сайта найдите раздел «Банкротство» и нажмите на него. В появившемся поисковом окне введите название организации, ИНН или ОГРН.

Через сайт приставов

Благодаря этому сервису можно узнать, ведется или нет в отношении контрагента исполнительное производство. Зайдите на сайт Федеральной службы судебных приставов. На главной странице нажмите на кнопку «Расширенный поиск», а далее — «Поиск юридических лиц». Потом необходимо ввести наименование предприятия, адрес и регион. Поиск также можно вести по ИНН.

Чек-лист: как проверить нового контрагента

Подведем итог и перечислим ключевые моменты статьи.

1. Как отметила эксперт, проверка контрагентов считается неотъемлемой частью управления рисками в бизнесе. Она позволяет компании минимизировать финансовые и правовые риски, сохранить репутацию и установить надежные и доверительные отношения с партнерами.

2. Для проверки необязательно запрашивать полный пакет документов у контрагента, достаточно знать ИНН, ОГРН и наименование организации или ФИО ИП.

3. Проверку можно проводить самостоятельно и бесплатно.

4. Узнать информацию о контрагенте можно через следующие сервисы:

  • «Прозрачный бизнес», сайт ФНС;
  • Федресурс;
  • Реестр недобросовестных поставщиков;
  • Сайт ФССП и т. д.

Эксперт: Екатерина Орлова, к. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения Государственного университета управления