Обходной лист при увольнении: что за документ, как составить, обязательно ли заполнять

В статье выясним, что представляет собой обходной лист для увольняющегося работника, обязателен ли он к заполнению, как его составить, имеет ли право сотрудник отказаться подписывать указанный документ.

Оксана Лукьянова
Автор Финансы Mail
Начальница увольняет сотрудника.
Источник: Freepik

Нередко работодатели требуют от увольняющегося работника подписать обходной лист в качестве подтверждения отсутствия у него задолженностей перед организацией. Рассмотрим, что представляет собой указанный документ, обязателен ли он к составлению и подписанию, как его составить и что делать, если работник отказывается его подписывать.

Что такое обходной лист и зачем он нужен

О том, что представляет собой обходной лист при увольнении, Финансам Mail рассказал директор юридической компании «А. Лигал» Юрий Александров. В частности, он пояснил, что подписание обходного листа часто практикуется при увольнении работника.

Это внутренний документ организации. Его смысл заключается в том, что сотрудник получает на руки лист, в котором ответственное лицо каждого из подразделений компании (например директор, бухгалтерия, отдел кадров, архив, служба безопасности) ставит свою подпись о том, что он не против увольнения работника. Этим он подтверждает, что у последнего нет неисполненных обязательств, так как он:

  • вернул имущество, принадлежащее организации, которым пользовался во время работы (офисную технику, в частности, компьютер, ноутбук, планшет, принтер, сканер, шредер, а также спецодежду, пропуск, канцелярские принадлежности и так далее);
  • передал всю документацию, электронные ключи;
  • не имеет перед компанией непогашенного материального ущерба;
  • сдал подотчетные суммы или отчитался об их использовании в интересах фирмы и тому подобное.

«Обходные листы впоследствии могут использоваться как доказательство отсутствия взаимных претензий у увольняющегося работника и работодателя, а также отсутствия у уволенного сотрудника каких-либо долгов перед компанией, а у компании к нему — каких-либо нареканий, что в целом может быть в интересах как организации, так и самого работника», — подчеркнул эксперт.

Обязательно ли заполнение обходного листа при увольнении

Выясним, законно ли требовать у увольняющегося сотрудника заполнить и подписать обходной лист. В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), регулирующей общий порядок увольнения, для прекращения трудового договора понадобятся:

  • издание работодателем приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора;
  • ознакомление работника с приказом под роспись, а если сделать это не представляется возможным — внесение соответствующей записи на бланк приказа;
  • выдача (по требованию увольняющегося сотрудника) заверенной копии приказа (распоряжения);
  • выдача работнику трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности по форме СТД-Р;
  • полный расчет с работником.

То есть никакого обязательного оформления и заполнения обходного листа при увольнении на законодательном уровне для работника не установлено. Как пояснил Юрий Александров, в нормах трудового права нет ни слова об обходном листе. В соответствии со статьей 84.1 ТК РФ и письмом Минтруда России от 16 сентября 2020 года № 14−2/ООГ-14959, заполнение обходного листа и сбор работником подписей ответственных лиц при увольнении Трудовым кодексом не предусмотрены.

Соответственно, если работник просто откажется подписывать обходной лист, то его все равно должны будут уволить без каких-либо негативных для него последствий.

«На практике работники почти всегда соглашаются подписать и заполнить обходной лист, поскольку, как указывалось ранее, в целом это может быть в интересах и самого работника», — уточнил эксперт.

При этом важно помнить, что отказ от подписания обходного листа не освобождает работника от обязанности вернуть предоставленное компанией для работы имущество, закрыть все имеющиеся перед работодателем долги и оформить необходимые документы.

Мужчина за рабочим столом.
Источник: Freepik

Как составить форму обходного листа

Поскольку составление обходного листа не является обязательным и не регулируется законодательством, то его форма разрабатывается каждым работодателем самостоятельно. Некоторые организации шаблон документа утверждают в одном из локальных нормативных актов компании (правилах внутреннего трудового распорядка, приказе, учетной политике и так далее).

Как правило, обходной лист содержит следующую информацию:

  • организационно-правовая форма работодателя (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, индивидуальный предприниматель, государственное или муниципальное предприятие и так далее);
  • название организации (некоторые фирмы дополнительно указывают юридический адрес компании);
  • название документа;
  • фамилия, имя, отчество увольняющегося работника;
  • табельный номер работника;
  • должность сотрудника, название подразделения, в котором он работал;
  • дата увольнения.

Далее обычно идет перечень подразделений организации с местом для отметки об отсутствии неисполненных обязательств работника перед ними и проставления подписи руководителя каждого из подразделений. Затем идут дата составления документа и подписи руководителя компании и увольняющегося сотрудника.

Образец

Ниже представлен примерный образец обходного листа.

Общество с ограниченной ответственностью «Ветерок»

Обходной лист

Фамилия, имя, отчество работника
Петров Николай Иванович
Табельный номер
216
Должность
Менеджер по продажам
Подразделение
Отдел продаж
Дата увольнения
15 июня 2025 года
Наименование подразделенияОтметка об отсутствии задолженностиФИО, должность ответственного лицаДата, подпись
Отдел продажзадолженность отсутствуетВасин И. К.,
начальник отдела
15.06.2025
 Подпись
Бухгалтерия
задолженность отсутствует
Иванова К. С.,
главный бухгалтер
15.06.2025
 Подпись
IT-отдел
задолженность отсутствует
Сидоров Н. П.,системный администратор
15.06.2025
 Подпись
Служба безопасности
задолженность отсутствует
Григорьев В. М.,
начальник службы безопасности
15.06.2025
 Подпись
Отдел кадров
задолженность отсутствует
Титаева Ю. Н.,
начальник отдела
15.06.2025
 Подпись

Дата составления документа: 15.06.2025

Директор ООО «Ветерок» Подпись Чернов Я. В.

Сотрудник Подпись Петров Н. И.

Что делать, если сотрудник не подписывает обходной лист

Так как обходной лист не является обязательным документом при увольнении, то работник имеет право не подписывать его. Как пояснил Юрий Александров, работодатель в любом случае обязан уволить сотрудника в общем порядке.

«Отказ в увольнении либо применение каких-либо санкций в отношении работника, отказавшегося подписывать обходной лист, незаконны», — пояснил он.

Даже при отказе сотрудника подписывать обходной лист работодатель в день увольнения производит с ним полный расчет, выдает заполненную трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Несоблюдение этих требований является нарушением статей 84.1, 66.1 и 140 ТК РФ.

Главное об обходном листе

Выделим основные моменты такого понятия, как обходной лист:

  • обходной лист является внутренним документом организации, в котором ответственные лица подразделений ставят отметку об отсутствии у увольняющегося работника каких-либо неисполненных обязательств (возвращено все принадлежащее компании имущество, используемое сотрудником в работе, переданы электронные ключи, пропуск, отсутствует непогашенный материальный ущерб, сданы все подотчетные суммы и так далее);
  • оформление и подписание обходного листа отвечает интересам как работодателя, так и работника, так как может служить доказательством отсутствия взаимных претензий, а также долгов одной из сторон по отношению к другой;
  • на законодательном уровне никакого обязательного оформления обходного листа при увольнении сотрудника не установлено, в нормах трудового права такой документ не упоминается;
  • даже если человек откажется подписывать при увольнении обходной лист, работодатель обязан уволить его на общих основаниях, выдать трудовую книжку (сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р) и произвести полный расчет;
  • отказ от подписания обходного листа не освобождает работника от обязанности вернуть предоставленное компанией имущество, закрыть все имеющиеся перед ней долги и оформить необходимые документы;
  • так как составление обходного листа не является обязательным и не регулируется законодательством, то его форму каждый работодатель разрабатывает самостоятельно.

Несмотря на необязательность оформления обходного листа, в некоторых случаях этот документ может стать отличным способом максимально снизить риски возникновения недопонимания или споров между увольняющимся сотрудником и работодателем, обеспечить прозрачность процедуры увольнения и защиту прав обеих сторон трудовых отношений.

Эксперт: директор юридической компании «А. Лигал» Юрий Александров