
«Со стороны производителей продуктов питания сейчас значительные риски роста цен, на наш взгляд, отсутствуют, поскольку подходит время поступления на рынок нового урожая. Например, мы ожидаем, что отечественный картофель нового урожая начнет поступать в торговые сети уже в ближайшее время», — пояснил он.
Чекушов добавил, что торговые сети внимательно следят за насыщенностью своих полок теми или иными позициями. Поэтому во время сезонных колебаний всегда идут поставки импортного картофеля. В данный момент эти контракты еще продолжают исполняться. В ведомстве также не видят по другим товарным категориям каких-то сигналов со стороны производства, которые могут говорить о резких скачках цен.
По его словам, Минпромторг совместно с Минсельхозом в еженедельном режиме обсуждает с участниками рынка и анализирует поступающую статистику. В случае возникновения каких-то предпосылок к росту цен, у министерства есть целый набор инструментов, которые помогут его снивелировать.
«Есть действующие механизмы, утвержденные актами Правительства. Также надо подумать, как сделать так, чтобы цены (особенно на сезонные товары) были стабильны в течение долгого времени и при этом важно, чтобы такой подход был удобен, в том числе для производителей и позволял им зарабатывать, не задирая цены», — отметил он.
Помимо этого, Чекушов рассказал о том, что ведомство подготовило предложение о переходе на долгосрочные контракты между поставщиками и сетями с фиксированной вилкой цены на овощи «борщевого набора» с дальнейшим возможным распространением на иные категории товаров.
«Очевидно, что устанавливать одну единую цену на весь год невозможно. Но вот если прописать ценовую вилку, обозначив минимальную и максимальную отпускную цену товара, в которую производитель обязан будет “вписываться” в течение года под гарантированный объем поставки — это будет интересно как поставщику, так и торговле. Торговля будет обеспечена товаром в нужном объеме и за ту стоимость, которая позволит поддерживать стабильные конечные цены для потребителя», — подчеркнул он.
Замминистра уточнил, что производителю важно понимать, что он на год обеспечен заказом, и у него всегда заберут тот объем, который он произведет. Это позволит исключить существенные ценовые колебания и уход производителей в минус, что часто происходит. Минимальные отпускные цены должны позволить производителю иметь нормальную рентабельность в любом регионе, где создается или выращивается, этот товар.
Еще одним инструментом он назвал агроконтракты. Сейчас многие сети инвестируют в производство продукции фермерами и выделяют средства, например, на семена для сельхозпроизводителей, чтобы те под заказ выращивали оговоренный объем продукции с заданными характеристиками.
Кроме того, существует еще третье направление — это добровольные обязательства сетей по сдерживанию цен. Последние несколько месяцев проделана большая совместная работа по этому направлению, объяснил замминистра.
«По ряду категорий товаров сохраняется отрицательная торговая наценка, то есть сети работают в минус. Прежде всего это касается товаров первой цены. Отмечу, что наличие таких товаров — это такая важная социальная миссия ритейлеров. Этот товар недорогой и доступный, при этом он качественный, соответствует всем нормам, но просто может быть, например, некалиброванный или развесной (в случае с теми же овощами). Сейчас в крупных торговых сетях доля продаж с наценкой не более 10% составляет около трети востребованных населением товаров», — заключил он.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».